Анатолий Якунин: В Москве стало меньше разбоев, автоугонов и квартирных краж



alttext



Главная новость от главного полицейского Москвы: благодаря новым технологиям стало меньше разбоев, автоугонов и квартирных краж, раскрывается подавляющее большинство убийств и изнасилований.

По сути, под видеонаблюдением находится практически каждый квадратный метр московской улицы. О том, как меняется криминогенная ситуация в столице, как обеспечивается безопасность на дорогах и оказывается противодействие этнической преступности, рассказал в эксклюзивном интервью начальник Главного управления МВД России по Москве генерал-лейтенант полиции Анатолий Якунин.

Анатолий Иванович, вот самый больной вопрос, который все чаще звучит в письмах наших читателей: когда вернутся на улицы Москвы пешие патрули? Людям кажется, что когда по тротуару идет полицейский, когда на остановке любого общественного транспорта, в парке, на детской площадке, даже возле магазина стоит, так сказать, “дядя Степа” в форме, им спокойнее. Кстати, полицейские в метро всегда на виду, и там по вашей же статистике совершается меньше всего преступлений. Чем не аргумент? Несмотря на сокращения численности полиции, возможно ли возродить такой метод охраны порядка?

Анатолий Якунин: Действительно, я знаю, что жители просят вернуть, так сказать, советскую систему охраны правопорядка. Мол, там, где присутствует постовой милиционер, в принципе ничего не может произойти. И психологически это верно – уже само присутствие человека в форме полицейского является профилактикой любого правонарушения. У потенциального преступника срабатывает в голове сдерживающий сигнал, мол, здесь безобразничать нельзя.

Разумеется, и руководство столичной полиции, и мэрии разделяет тревоги и чаяния москвичей, так как наша общая задача сделать жизнь горожан и гостей столицы максимально безопасной. И мы возвращаем постепенно полицейских на улицы, пока что в центре столицы.

Вы имеете в виду так называемую туристическую полицию?

Анатолий Якунин: Да. Туристическая полиция активно ежедневно патрулирует пешеходные зоны центра столицы. Сразу оговорюсь, предвидя ваш вопрос, – пока в пешем порядке патрулируется лишь центр столицы.

Чтобы стимулировать сотрудников “туристического” подразделения, это 3-й батальон, ввели надбавку к заработной плате в размере 20 тысяч рублей за знание и использование в работе иностранного языка. Сегодня в этом батальоне служит 184 сотрудника, которые несут службу на 18 пешеходных зонах столицы в центральной части города: площадь Революции, Тверская площадь, на улицах Большая Дмитровка, Кузнецкий Мост, Никольская, Старый и Новый Арбат, в Камергерском, Климентовском и Лаврушинском переулках и Патриарших прудах. Ежедневно на маршруты патрулирования выходят 60 полицейских.

Очень надеюсь, и мы к этому стремимся, пешие патрули появятся и в других столичных округах и районах.

За спокойствие иностранных туристов в центре Москвы спасибо. А как обезопасить всех остальных горожан, скажем, на окраинах столицы?

Анатолий Якунин: И я о том же. Население Москвы растет, что называется, не по дням, а по часам. Скоро в столице, по данным экспертов, будет проживать свыше 20 миллионов человек, не считая временных приезжих. Штатная численность главка с момента реформирования остается стабильной. А меняющиеся условия объективно требуют увеличения численности личного состава, и я считаю, что эту проблему надо решать.

Но давайте взглянем на ситуацию с другой стороны. Конечно же, в целом безопасность улиц мы обеспечиваем за счет автопатрулей, которые по нормативам обязаны прибыть к месту происшествия за 5 – 7 минут. О происшествии на их маршруте патрульные узнают по рации (если, конечно, не увидят своими глазами). Протяженность маршрута автопатруля составляет до 10 километров, в то время как пеший патруль может контролировать, и то весьма условно, не более 1,5 километра. Если судить абсолютно объективно, то автопатруль эффективнее пешего.

Кстати, я специально изучал эту проблему и методы ее решения в Европе. Там тоже уходят от практики применения пеших “городовых” и уповают на технологические системы безопасности.

У нас вроде бы существует подобная система – “Безопасный город”?

Анатолий Якунин: И не только существует, но и достаточно эффективно работает. Создана государственная информационная система “Единый центр хранения и обработки данных”. Информация туда поступает из более чем 127 300 видеокамер. И это не абстрактная цифра, объективы камер покрывают практически весь город. Так как установлены они не только в местах массового пребывания граждан, но и в общеобразовательных учреждениях, объектах торговли, подъездах домов и во дворах. На 409 автоматизированных рабочих местах за ситуацией в городе наблюдают 2123 наших сотрудника.

Насколько помогает эта “умная техника” раскрывать преступления?

Анатолий Якунин: Очень даже помогает. В структуре нашего главка созданы специализированные подразделения, целью которых является своевременный доступ к данным видеосъемки и ее использование при раскрытии преступлений. Так вот, благодаря этой технологии за год раскрыто 1304 преступления. В 2 раза возросло количество раскрытых по видеоинформации убийств, на 88,2 процента – фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 103 процента больше раскрыто квартирных краж, на 43,5 процента – краж транспортных средств (с 23 до 33).

Кстати, именно благодаря видеонаблюдению мы смогли быстро раскрыть вызвавшее большой общественный резонанс убийство студента Бауманского университета. Убийцей оказался ранее судимый уроженец Свердловской области. Он стал свидетелем конфликта этого студента с некой женщиной, якобы вступился за нее и в ходе драки ударил студента ножом. Вот такая история. Кто там прав и виноват, выяснят следствие и суд, а мы нашли человека, нанесшего смертельный удар.

Полиция неоднократно заявляла, что почти половина всех преступлений совершается приезжими, в том числе и иностранцами. Теперь мигрантов в Москве стало меньше. Сократилась ли в связи с этим этническая преступность?

Анатолий Якунин: Да, сократилась – в прошлом году на 7,6 процента количество преступлений, совершенных не жителями Москвы, стало меньше. Хотя все равно много.

Большинство составов преступлений имущественные: кражи, грабежи и разбои. В прошлом году они совершили около 5600 краж.

В прошлом году мы провели 112 городских и 834 окружных локальных мероприятия по сплошной отработке жилого сектора, направленных на выявление преступлений, связанных с организацией незаконной миграции. Только в октябре и декабре прошли две общегородские операции “Мигрант-2014”, в ходе которых раскрыто 1651 преступление с участием иностранных граждан, из них по фактам организации незаконной миграции 429. Выявлено 26 043 административных правонарушения, в том числе 9527 нарушений миграционного законодательства.

Меняется ли криминогенная ситуация в Москве к лучшему? Каких преступлений стало больше, каких меньше?

Анатолий Якунин: Да, криминогенная обстановка в столице в целом улучшается. По сравнению с прошлым годом стало меньше убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, в том числе со смертельным исходом. Наибольшее сокращение по грабежам и разбойным нападениям, кражам с незаконным проникновением в жилище и автоугонам, что выше средних показателей по России. Меньше и погибших – на 6,3 процента. Повысился и уровень раскрываемости преступлений. Так, мы раскрываем 83 процента убийств.

Какие районы Москвы более безопасные, какие менее?

Анатолий Якунин: По результатам аналитического отчета социологического исследования “Мнение москвичей об обеспеченности безопасности граждан, городских объектов и работе служб спасения” наиболее безопасными признаны Восточный, Северо-Западный и Южный административные округа. Наибольшее количество респондентов, отметивших графу “небезопасно” или “очень опасно”, чаще всего можно встретить в Юго-Восточном, Северном и Северо-Восточном административных округах.

Ощущения москвичей совпадают с объективными данными полиции?

Анатолий Якунин: Совпадают.

Стали ли меньше брать взяток в ГИБДД?

Анатолий Якунин: Уверен, что таких случаев становится все меньше. Сотрудники собственной безопасности выявляют инспекторов, занимающихся вымогательством денег у водителей, мошенничеством, участвующих в страховых аферах. Пристальное внимание уделяется работе подразделений, занимающихся выдачей государственных регистрационных знаков, прав на управление транспортными средствами. В прошлом году по поступившим жалобам и заявлениям нами проведено 187 проверок, в 96 случаях информация подтвердилась. В результате 73 сотрудника подразделений УГИБДД главка привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 23 уголовных дела,10 сотрудников уволены из органов внутренних дел по отрицательным мотивам.

Правда ли, что в МВД весьма критически оценили надежность ЧОПов? По мнению ведомства, они способны отразить лишь каждое третье нападение. Насколько эффективны ЧОПы в Москве? Сколько их? Задействует ли полиция частных охранников в своих мероприятиях или операциях?

Анатолий Якунин: Проблема снижения, так сказать, боеспособности частных охранных структур существует, и мы ее изучаем. Наверное, придется повысить требования к профессиональной подготовке работников этих организаций. Но, с другой стороны, мы заинтересованы в совместной работе. В Москве зарегистрировано около 4400 субъектов, осуществляющих охранно-сыскную деятельность, из них более 4200 – частные охранные организации и 190 частных детективов. В штате частных охранных организаций состоит около 159 тысяч работников.

Под охраной организаций находится свыше 89 тысяч объектов различных форм собственности. Органами внутренних дел и частными охранными организациями заключено порядка 2800 соглашений о взаимодействии и координации совместных действий, в том числе около 2400 предусматривает обеспечение контроля за прилегающей к охраняемому объекту территорией. К участию в обеспечении общественного порядка ежесуточно привлекается более 30 тысяч частных охранников. В настоящее время около 10 тысяч объектов постоянного нахождения сил и средств частных охранных организаций учтены в системе единой дислокации территориальных органов внутренних дел на районном уровне.

Обращаются ли к вам жители с жалобами? На что жалуются, что просят? Сколько жалоб в день вы получаете и рассматриваете? Много ли из них подтверждается? Сколько оргвыводов вы сделали по подтвердившимся жалобам? Сложно ли записаться к вам на прием?

Анатолий Якунин: В прошлом году в адрес руководства главка поступило 18 067 жалоб. По результатам их рассмотрения поддержаны, то есть жалобы признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, 16 296. Чаще всего люди несогласны с принятым решением по заявлению, жалуются на результаты расследования уголовного дела и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, на нарушение сроков рассмотрения обращения, отсутствие ответов на обращения, непринятие мер.
Информация поступает из более чем 127 300 виеокамер. Объективы камер покрывают практически весь город

В среднем в день поступает около 70 жалоб. За год непосредственно я дал поручения по 485 жалобам.

Личный прием начальника Главного управления организован в соответствии с ведомственными нормативными актами. Прием осуществляется каждую четвертую среду в приемной ГУ МВД России по Москве по предварительной записи. Помимо этого в 2015 году запланированы ежемесячные выездные приемы в помещениях префектур административных округов столицы. Записаться на прием можно в приемной ГУ МВД России по Москве, в УВД по АО (в случае выездных приемов) либо обратившись с соответствующей просьбой в письменном обращении на имя начальника главка. Направлять такие обращения можно как на почтовый адрес, так и используя портал www.petrovka38.ru.

Досье “РГ”

Анатолий Иванович Якунин, генерал-лейтенант полиции, начальник Главного управления МВД России по Москве.

Анатолий Якунин родился 11 февраля 1964 года в селе Кривцово-Плота Должанского района Орловской области. Службу в милиции начал после армии в Должанском районном отделе внутренних дел участковым инспектором.

За более чем 30-летнюю службу в органах занимал должности начальника отдела внутренних дел, начальника управления по борьбе с организованной преступностью и первого заместителя начальника УВД – начальника криминальной милиции УВД по Орловской области. Затем проходил службу в должности первого заместителя начальника – начальника криминальной милиции ГУВД по Воронежской области. С июня 2010 года возглавлял УМВД России по Новгородской области.

Кстати, в Великом Новгороде он покончил с настоящим “бандитским заповедником”, чего долгие годы не могли сделать его предшественники, возглавлявшие местные органы внутренних дел. За два года он сумел значительно декриминализировать регион.

Анатолий Якунин имеет высшее юридическое образование. Окончил Академию МВД России, а затем Академию государственной службы при президенте РФ. Удостоен государственной награды – медали “За отличие в охране общественного порядка”, награжден знаком “Почетный сотрудник МВД” и другими ведомственными наградами, в том числе наградным оружием.

На должность начальника Главного управления МВД России по Москве назначен 2 июня 2012 года.

Ключевой вопрос

“Домушников” ловят группами

Еще один больной вопрос – квартирные кражи. Многие наши читатели считают, что их раскрываемость весьма низкая. Так ли это?

Анатолий Якунин: Да, проблема предупреждения, раскрытия и расследования квартирных краж остается более актуальной для Москвы, чем для других российских регионов. Квартиру могут обокрасть как заезжие профессионалы, так и местные жители, организованные группы или наркоманы-одиночки. Тем не менее количество квартирных краж за год снизилось почти на 9 процентов.

Более 80 процентов таких преступлений совершается в будние дни, когда люди в основном находятся на работе. Однако с наступлением весенне-летнего сезона количество квартирных краж возрастает в два раза. Это понятно: народ едет на дачи и курорты, оставляя жилище без присмотра.

Что важно знать: наиболее распространенными способами проникновения в квартиру являются взлом замка и подбор ключа. Реже совершают кражи путем свободного доступа, выбивания двери, через незапертую дверь или вентиляцию.

За год сотрудники уголовного розыска задержали 49 преступных групп, занимавшихся совершением квалифицированных краж из квартир. Из них 23 были сформированы по этническому признаку. Их подозревают в совершении более 250 квартирных краж. Кроме того, задержано 4 так называемых вора-серийщика, изобличенных в совершении 36 квартирных краж.

Михаил Фалалеев, Российская газета