- 27.02.2020
Бурятские суды вершат правосудие и без потерпевших
Максим Чирков
27 февраля 2020 года судебная коллегия по уголовным делам Республики Бурятия апелляционным постановлением по делу искалеченного 10-летнего Максима Чиркова подтвердила, что потерпевшие в Республике Бурятия не могут рассчитывать на реализацию своих законных прав, а правосудие вполне успешно можно вершить и без участия в судебном процессе потерпевшей стороны.
Напомним, 27 ноября 2019 года Северобайкальский городской суд Бурятии приговорил Константина Титова, сбившего в поселке Новый Уоян 10-летнего Максима Чиркова, к ограничению свободы сроком на 2 года и 3 месяца. Титову было запрещено садиться за руль в ближайшие 2,5 года, выходить из квартиры в определенное время суток, выезжать за пределы города, изменять место жительство, участвовать в массовых мероприятиях. Приговор исключительно мягкий, учитывая, что преступник работал в службе такси, не имея водительских прав, а сбитый им ребёнок чудом выжил, получил множественные переломы черепа, костей позвоночника и таза, пережил несколько многочасовых операций. У Максима тяжелейшее состояние здоровья и требуется длительная реабилитация.
Чудовищен не только приговор, но и решение суда отказать потерпевшей стороне в участии в процессе, который проходил в Северобайкальске с помощью видеоконференцсвязи из Москвы, где мама мальчика Ольга Галенко находилась вместе с ним в медицинском центре доктора Рошаля во время тяжелейших операций. Суд сделал так, как ему удобно, фактически поставив мать перед выбором – уезжай из Москвы и участвуй в процессе или заботься о здоровье сына.
По мнению правозащитников, общественных деятелей, а так же адвоката семьи, эксперта Фонда поддержки пострадавших от преступлений Максима Пешкова, приговор Себеробайкальского суда по делу Титова необоснован и незаконен. Постановление суда было обжаловано в высшей инстанции.
27 февраля апелляционным постановлением судебной коллегии по уголовным делам Республики Бурятия приговор Северобайкальского городского суда в отношении Титова был оставлен без изменения, а жалоба потерпевших без удовлетворения. Таким образом, приговор вступил в законную силу.
«Мы категорически не согласны с судебным решением и будем подавать кассационную жалобу в 8-ой кассационный суд общей юрисдикции», – заявил адвокат Максим Пешков. – «Закон прямо говорит о том, что потерпевший имеет полное право участвовать в судебном заседании вместе со своим представителем. Участие представителя не лишает потерпевшего права на самостоятельное участие в процессе. Повторюсь – эти нормы прямо прописаны в законе. Но именно это право и было грубо нарушено Северобайкальским судом».
В ходе судебного заседания Максим Пешков попросил приобщить к материалам дела заключение уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия. Исполняющая обязанности детского омбудсмена Татьяна Вежевич считает, что права ребенка были нарушены судом, а приговор Титову чрезмерно мягким, не отвечающим целям и задачам уголовного судопроизводства.
«Вызывает удивление позиция прокуратуры», – особо отметил Максим Пешков. – «По совершенно непонятным причинам государственное обвинение просило суд отказать в удовлетворении жалобы потерпевших, а так же возражало против приобщения к материалам дела обращения Уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия. При этом, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайство потерпевшей стороны об организации участия в суде законного представителя с помощью видеоконференцсвязи гособвинение всячески поддерживало. В апелляции позиция прокуратуры резко поменялась. Из этого следует, что государство, а именно позицию государства в суде представляет прокуратура, возражает против соблюдения законных прав потерпевших. Каким-то образом государству будет нанесен вред, если мама искалеченного преступником мальчика, проходящего лечение, примет участие в суде с помощью видеоконференцсвязи. И приобщение заключения Уполномоченного по правам ребенка так же не отвечает интересам государственного обвинения».
Председатель совета Фонда поддержки пострадавших от преступлений Ольга Костина считает, что подобная позиция прокуратуры не защищает интересы несовершеннолетнего ребенка.
«В целях соблюдения законных прав потерпевших, противодействия их нарушению, а так же усиления защиты прав потерпевших от преступлений Фонд с соответствующими предложениями будет обращаться к Уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Николаевне Москальковой и к Генеральному прокурору РФ», – заявила Ольга Костина. – «Мы полагаем недопустимым ситуацию, когда позиция прокурора в суде не просто не отвечает интересам потерпевшей стороны, а напрямую противодействует их реализации. Недопустимо, когда государственное обвинение исходит с позиции умаления прав пострадавшего ребенка. Различие позиций прокуратуры в апелляционной инстанции и в первой инстанции, которая поддержала ходатайство потерпевших, ярко и четко показывает, что в республиканском ведомстве абсолютно не понимают возложенной на него государство роли».
Максим Пешков заявил, что после изготовления судом апелляционного постановления, защита ребенка подготовит и направит жалобу в кассационный суд общей юрисдикции в Кемерово. В случае неудовлетворительного решения оно будет обжаловано в судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ.
ФПП