- 25.04.2022
Дмитрий Данилов: Работа по защите прав детей в прокуратуре была перестроена
начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ Дмитрий Данилов
Почему подростки стали реже нарушать закон, а вот число преступлений против детей, в том числе против их половой неприкосновенности, в России наоборот выросло. Как искоренить “круговую поруку” в школах и избежать нечестных результатов Всероссийских олимпиад. А также помочь сиротам с жильем и защитить школы от нападений. Об этом в интервью “Российской газете” рассказал начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ Дмитрий Данилов.
Дмитрий Юрьевич, что говорит криминальная статистика о детской преступности и преступлениях против детей?
Дмитрий Данилов: Анализ криминогенной ситуации показал, что в 2021 году сохранилась тенденция к снижению зарегистрированных преступлений, совершенных детьми. Их было совершенно 31 865, что почти на 16 процентов меньше, чем в 2020 году. При этом в Бурятии, Забайкальском крае, Калужской, Магаданской, Новгородской, Сахалинской областях уровень подростковой преступности остается высоким. А вот в Дагестане, Северной Осетии – Алании, Белгородской, Магаданской и Смоленской областях, Чукотском автономном округе отмечен рост преступлений в отношении детей. В целом количество таких преступлений увеличилось на 14 процентов и составило 103,3 тысячи. Это в том числе объясняется увеличением числа регистрируемых преступлений за злостную неуплату алиментов.
А самих алиментов тоже стали больше платить?
Дмитрий Данилов: Защищая права детей от “забывчивых” родителей, прокуроры внесли порядка 4 тысяч актов реагирования. В результате в 2021 году было взыскано 32,9 млрд рублей задолженности по алиментам, что на 13,9 млрд рублей больше, чем в 2020 году. В то же время наши проверки показали, что в ряде регионов приставы зачастую уклонялись от розыска нерадивых родителей или необоснованно прекращали исполнительное производство. Соответственно, в этих случаях нам приходилось реагировать уже в отношении приставов и побуждать их к нормальной работе. Например, только в Камчатском крае после вмешательства прокурора 17 должников были объявлены в розыск.
Признание А.У.Е экстремистской организацией, а движение “Колумбайн” террористическим (запрещены в РФ – прим. ред.) повлияло на уровень подростковой преступности?
Дмитрий Данилов: Заметьте, они были запрещены судом именно по искам Генпрокуратуры, и это конечно очень позитивное и своевременное решение. При этом за последние два года мы в разы усилили профилактическую работу с детьми и молодежью. Например, прокуроры приходят в школы, детские дома и интернаты для детей-сирот и даже детские сады, где на доступном для детей языке проводят уроки патриотизма и правовой грамотности.
Как бороться с таким явлением, когда учителя и руководство школ стараются не замечать случаи хулиганства отдельных учеников, чтобы не выносить сор из избы?
Дмитрий Данилов: Часто такое замалчивание связывают с рейтингами школ. И речь ни в коем случае не должна идти о том, что “место школы” снижается при наличии детей, состоящих на учетах. Дети, состоящие на учетах, – это дети, с которыми должна быть усилена воспитательная и профилактическая работа. Мы попросили коллег из минпросвещения проработать этот вопрос, и в настоящее время уже началась полная перезагрузка воспитательной работы в школах. Вопрос о замалчивании и “не выносе сора из избы” вообще не должен стоять. Задача директора школы и педагогов так выстроить обучение и воспитание, чтобы хулиганству и другим противоправным действиям не было места.
Преступлений против половой неприкосновенности детей тоже стало меньше?
Дмитрий Данилов: Нет. Их число, к сожалению, в прошлом году увеличилось на 6,7 процента – с 15 822 в 2020 году до 16 887 в 2021-м. Но это увеличение связано в том числе с более активной работой по выявлению скрытых преступлений. У нас есть примеры, когда с помощью школьного психолога выявили преступление о половой неприкосновенности девочки, которое длительное время совершал отец. Он арестован. Возбуждено уголовное дело. С девочкой проводится реабилитационная работа.
А чем закончился громкий случай в школе в Обнинске с детьми мигрантов, которые измывались над девочкой?
Дмитрий Данилов: Прокуратура провела несколько проверок, провели беседы со всеми родителями и учителями. Там и нападавшие, и сама девочка были из семьи мигрантов. Школьники и их родители заявили, что все поняли, и обещали исправиться и никогда больше такого не делать. Ситуацию взяли на контроль, и ничего такого в этой школе действительно больше не случалось. И эти дети даже начали исправляться. Но наша дальнейшая проверка показала, что их родители незаконно находились на территории России, и поэтому были отправлены назад по месту своего изначального места жительства. Не буду скрывать, что есть проблема в социализации детей мигрантов. У них своя культура поведения. И поэтому перед прокурорами, среди прочего, стоит задача организовать работу так, чтобы адаптировать ребят к новому для них окружению.
Как сегодня обстоят дела с охраной школ и детсадов, особенно в свете последнего случая, когда девушка пронесла ружье в детский сад, и лишь чудом никто не пострадал?
Дмитрий Данилов: В Красноярске действительно можно назвать чудом, что нападавшую обезвредила воспитательница детсада и все обошлось без жертв. Тем не менее наша проверка должна дать ответ на вопрос, как такое вообще стало возможным и кто за это должен отвечать.
Вопросы безопасности учебных заведений находятся на нашем постоянном контроле. Там, где, например, нет тревожных кнопок, камер наблюдения и недостаточно охраны, мы незамедлительно реагируем. По нашему требованию выделяется дополнительное финансирование из местных бюджетов на эти нужды. В настоящее время прокурорам поручено усилить надзор в этой сфере, в том числе понуждая уполномоченные органы к исполнению возложенных на них обязанностей.
Возможен условно такой вариант, когда к каждой школе поставят охрану из Росгвардии?
Дмитрий Данилов: Такое предложение было озвучено даже на законодательном уровне после резонансных случаев нападения на школы и колледжи. Но, конечно, надо смотреть, что это за объект – сельский садик с 10 воспитанниками или столичный вуз с тысячами студентов, где меры охраны будут отличаться кардинально.
Несомненно, что все учебные заведения должны охраняться, но должна быть и соответствующая работа правоохранительных органов на упреждение. И об этом говорит, в частности, информация ФСБ о предотвращенных и не допущенных нападениях на учебные заведения.
В прошлом году было много жалоб от родителей на проведение и результаты Всероссийских олимпиад школьников, многие из которых стали очередной “стобалльной” лазейкой для поступления в вузы “своих” детей. Вы их проверяли?
Дмитрий Данилов: Проверяли. И выявляли нарушения. Где-то это отсутствие камер видеонаблюдения во время олимпиады, где-то – присутствие посторонних лиц. Кроме того, проверив работы финалистов на отдельных олимпиадах, мы получили подтверждение, что выигрывали их те ребята, знания которых не соответствовали формату олимпиады.
По всем этим фактам были приняты соответствующие меры реагирования и сделаны выводы. Но мы также предложили во избежание дальнейших злоупотреблений и для победы действительно достойных ребят проводить финальную часть Всероссийских олимпиад школьников в одном месте. А именно, на базе образовательного центра “Сириус” в Сочи.
Очень много говорится о проблемах с получением жилья для детей-сирот. Сколько их стоит на очереди?
Дмитрий Данилов: По состоянию на март 2022 года в списке тех, кого будет необходимо обеспечить жильем – 304 тысячи ребенка-сироты от 14 лет и старше, из них у 219 тысяч сирот от 18 лет и старше возникло, но до сих пор не реализовано право на получение жилья.
Вот эта цифра в 180-200 тысяч звучит каждый год на протяжении последних лет. То есть жилья на всех сирот явно не хватает?
Дмитрий Данилов: Проблема в том, что не во всех регионах развито жилищное строительство. Где-то вообще ничего не строят. Или, например, закупают готовое жилье, а оно не соответствует санитарным нормам или строится из некачественных материалов и вообще опасно для проживания.
К слову, в прошлом году прокуроры защитили жилищные права 17 тысяч детей-сирот, в том числе когда им предоставляли небезопасное жилье. В ряде случаев прокуроры инициировали возбуждение уголовных дел по таким фактам. Для решения этой проблемы и снижения социальной напряженности Генпрокуратура принимает участие в разработке федерального закона о государственных жилищных сертификатах для детей-сирот. По сути, мы выступаем идеологами этого закона и активно работаем в этом направлении с правительством, Госдумой и Советом Федерации. Региональные базы позволяют вводить такой механизм, и многие уже начали это делать.
И все-таки, чем сертификат лучше “живого” жилья?
Дмитрий Данилов: Как я уже сказал, не везде это жилье физически можно построить. В то же время есть много примеров, когда сирота оставляет полученную в деревне жилплощадь и уезжает на работу в город, где уже снимает квартиру. Поэтому мы предлагаем, чтобы сертификат можно было использовать в пределах региона, и именно в том, где он будет работать и жить.
Если посмотреть по аналогии, то примерно такой же механизм был выработан и для военнослужащих, где жилищные сертификаты за прошедшие годы показали свою эффективность. В целом депутаты и сенаторы поддержали все наши предложения, и сейчас уже готовится правительственный законопроект.
В пандемию появлялись сообщения о проблемах с выплатами “детских денег” в качестве мер поддержки. Насколько это было массовое явление?
Дмитрий Данилов: Таких нарушений было достаточно много. В результате прокурорского вмешательства 24,5 тысячи граждан произведены выплаты на сумму 295 млн рублей.
Когда стали поступать подобные обращения, Генпрокурор поручил проверить ситуацию в целом по стране. Только в Санкт-Петербурге по итогам проверки одного заявителя мы выявили целый пласт нарушений и отказов в выплатах со стороны территориального управления ПФР. В итоге 745 человек получили эти выплаты. Такая же история в Мурманской области – там восстановили права 350 родителей. По факту массовых нарушений 21 февраля 2022 года Генпрокуратура внесла представление руководителю ПФР. Оно уже рассмотрено, нарушения устранены, приняты дополнительные меры, которые позволят избежать подобных случаев впредь.
Устроить ребенка в детский сад по-прежнему сложно?
Дмитрий Данилов: Проведенная работа помогла сократить в два раза очередь в детские сады. Например, если на 1 января 2021 года в очереди было 150 тысяч детей, то 1 января 2022-го – уже 68,5 тысячи. Что касается детей постарше, то были защищены права 18,5 тысячи несовершеннолетних на образование, его общедоступность и бесплатность. Благодаря вмешательству прокуроров школьники в Дагестане, Марий Эл и Вологодской области были обеспечены бесплатными учебниками и учебными пособиями. А в Адыгее и Кемеровской области пресечены сборы с родителей денег на покупку учебников.
Детям – особое внимание
Если говорить в целом о защите прав детей в стране, кто и почему их чаще всего нарушает и почему прокуроры стали уделять детской теме столь повышенное внимание?
Дмитрий Данилов: Работа по защите прав детей в прокуратуре за последние два года была перестроена самым коренным образом. Особое внимание прокуроров на соблюдение прав несовершеннолетних сориентировал с самого начала своего вступления в должность Генеральный прокурор Игорь Краснов.
Мы каждый день проводим мониторинг СМИ и интернета и докладываем о всех происшествиях с участием детей. К слову, в прошлом году их было по стране более одной тысячи. Мониторим в том числе и соцсети на противоправный контент, направленный на несовершеннолетних или с их участием. Особо резонансные факты Генпрокурор оставляет на личном контроле. Что касается противоправного контента, то по нашей инициативе заблокирован доступ к 27 тысячам сайтов и интернет-страниц, которые были опасны для несовершеннолетних. С привлечением прокуроров субъектов России прошли 32 тематические проверки, которые охватили все сферы детской жизни и учебы.
Всего за год было пресечено свыше 750 тысяч нарушений закона, восстановлены права более 100 тысяч детей. В суды направлено 93 117 исков и заявлений, из них 82 037 удовлетворено судом либо ответчиками добровольно. В целом можно отметить, что сейчас всю работу по надзору и защите прав детей регламентирует недавно принятый приказ Генерального прокурора Игоря Краснова, который, кроме прочего, закрепил персональную ответственность прокуроров.
Цифра
295 миллионов рублей получили в прошлом году семьи с детьми благодаря вмешательству прокуроров.
Иван Егоров, Российская газета