- 17.09.2021
ФПП подготовил экспертный отзыв на законопроект об усилении ответственности за преступления против половой неприкосновенности детей
Фонд поддержки пострадавших от преступлений
Эксперты отмечают, что внесение указанного законопроекта обусловлено резонансными убийствами несовершеннолетних, сопряженных с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних, лицами, ранее совершавшими преступления, предусмотренные ст.ст. 131 и 132 УК РФ. Внимание законодателей к данной проблеме обоснованны. Тем не менее, эксперты полагают, что принятие данного законопроекта не сможет оказать существенного влияния на снижение количества подобных преступлений, ввиду неэффективности применяемых сегодня профилактических мер.
Отзыв Фонда поддержки пострадавших от преступлений на законопроект № 1248305-7 «О внесении изменений в статьи 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части усиления ответственности за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних)
1. Законопроектом предлагается расширить перечень дополнительных квалифицирующих признаков для преступлений, ответственность за которые предусмотрена ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
В частности предлагается дополнить составы данных преступлений новым объектом в виде потерпевших несовершеннолетних и применять санкции указанных составов преступлений также как и в случае совершения преступления в отношении несовершеннолетних, но не достигших возраста четырнадцати лет.
Помимо этого, предлагается расширить перечень дополнительных квалифицирующих признаков преступлений, ответственность за которые предусмотрена ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ. В настоящий момент за эти преступления ответственность несут лица, имеющие судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. Авторы предлагают расширить перечень двумя пунктами: если преступление совершено в отношении двух или более лиц, а также в случае, если деяния сопряжены с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления.
2. Необходимо отметить, что в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 105 Регламента Государственной Думы ФС РФ на законопроект, касающийся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, до его внесения в Государственную Думу, требуется наличие официального отзыва Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Также обращаем внимание, что в Государственной Думе ФС РФ с февраля 2018 года находится на рассмотрении принятый в первом чтении комплексный проект федерального закона № 388776-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних», внесенный группой депутатов Государственной Думы, которым предлагается:
– установить запрет на освобождение условно-досрочно насильников несовершеннолетних, а также имевших половые отношения или совершивших действия сексуального характера иного плана (включая однополые отношения) с лицами, не достигшими 14-летнего возраста;
– запретить заменять таким преступникам не отбытую часть наказания на более мягкий его вид, запретить амнистировать людей по таким статьям;
– ввести повышенные меры наказания для тех, кто признан виновным в неоднократном совершении преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Последнее напрямую затрагивает положения, в которые также вносятся изменения законопроектом № 1248305-7.
В соответствии с ч. 2 ст. 110 Регламента Государственной Думы ФС РФ «В случае, если в Государственную Думу после принятия или одобрения законопроекта в первом чтении поступит законопроект по тому же вопросу, такой законопроект Государственной Думой не рассматривается и возвращается субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия или одобрения аналогичного законопроекта в первом чтении».
Предлагаемое дополнение диспозиций ст.ст. 131 и 132 УК РФ новым квалифицирующим признаком в виде совершения «другого тяжкого или особо тяжкого преступления» на наш взгляд требует уточнения и конкретизации, как то – «сопряжены с совершением другого умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления против личности», поскольку, например, привлечение к уголовной ответственности за совершение особо тяжкого преступления в сфере экономики вряд ли имеет в данном случае практический смысл.
При расширении применения санкции в виде пожизненного лишения свободы, предусмотренных законопроектом в ч. 5 ст.ст. 131 и 132 УК РФ, необходимо внести соответствующее изменение и в ст. 57 УК РФ «Пожизненное лишение свободы», исключив после слов «половой неприкосновенности несовершеннолетних,» слова «не достигших четырнадцатилетнего возраста».
Как показывает практика и публикации в СМИ, особо тяжкие преступления в отношении несовершеннолетних, совершаются лицами, имеющими непогашенную или неснятую в установленном порядке судимость, за совершение аналогичных преступлений, что во многом указывает на невозможность исправления преступника. В данном контексте применение к подобным особо опасным преступникам пожизненного лишения свободы имеет практический и профилактический смысл, поскольку строго контролируемая изоляция не допустит совершения новых преступлений.
3. Внесение указанного законопроекта обусловлено резонансными убийствами несовершеннолетних, сопряженных с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних, лицами, ранее совершавшими преступления, предусмотренные ст.ст. 131 и 132 УК РФ. Однако представляется, что принятие данного законопроекта не сможет оказать существенного влияния на снижение количества подобных преступлений, ввиду неэффективности применяемых сегодня профилактических мер.
Помимо этого необходимо изменить практику рассмотрения уголовных дел судами в части квалификации преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, при которой судам необходимо устанавливать умысел на совершение преступления в отношении несовершеннолетнего. Данная практика сформирована и применяется на основании разъяснений, данных Верховным Судом РФ (далее – ВС РФ).
В частности, несмотря на изменения УК РФ 2009 года (от 27 июля 2009 года № 215-ФЗ), исключившие признак «заведомости» (знание преступника о возрасте несовершеннолетнего потерпевшего), ВС РФ в своем Пленуме № 18 от 14 июня 2013 года указывает на необходимость доказывания знания преступником возраста несовершеннолетнего потерпевшего при квалификации преступлений по статьям 131 и 132 УК РФ.
Далее ВС РФ постановлением Пленума от 04 декабря 2014 года № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» признает утратившим силу Пленум № 18 от 14 июня 2013 года, однако предусматривает следующее:
«21. Разъяснить судам, что деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных частями 2 – 4 статьи 135 УК РФ, могут быть квалифицированы по пункту «б» части 4 статьи 132 УК РФ лишь при доказанности умысла на совершение развратных действий в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста.
22. Применяя закон об уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 131 – 135 УК РФ, в отношении несовершеннолетних, судам следует исходить из того, что квалификация преступлений по соответствующим признакам (к примеру, по пункту «а» части 3 статьи 131 УК РФ) возможна лишь в случаях, когда виновный знал или допускал, что потерпевшим является лицо, не достигшее восемнадцати лет или иного возраста, специально указанного в диспозиции статьи Особенной части УК РФ».
Следовательно, данные разъяснения ВС РФ, в том числе, формирующие практику расследования уголовных дел, в отдельных случаях способствуют преступникам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, избегать установленной уголовной ответственности.
4. Оценивая эффективность профилактики преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних в части административного надзора отметим следующее.
Указанные преступления часто совершаются лицами, ранее совершавшими преступления и лицами, имеющими неснятые и непогашенные судимости, в связи с чем, необходимо усиливать меры административного надзора за лицами, впервые совершившими преступления данной категории.
Как показал анализ судебных постановлений, в отношении указанных лиц, освободившихся из мест лишения свободы, чаще всего устанавливаются меры административного надзора в виде: запрета посещения мест, установления ограничений для перемещений, а также необходимость отмечаться в органах правопорядка несколько раз в месяц. Однако, как показывает практика, подобных мер недостаточно для эффективной профилактики совершения новых преступлений.
В связи с этим полагаем, что в целях создания эффективной системы административного надзора, необходимо:
– проработать вопросы усиления административной и уголовной ответственности для поднадзорных лиц;
– в порядке административного надзора запретить подобным лицам заходить (находиться в непосредственной близости) в школы, детские сады, детские поликлиники, лагеря, дворцы культуры и т.п.; обязать информировать полицию о смене не только места жительства, но и контактных данных; в определенных случаях запретить пользоваться сетью Интернет, мессенджерами и другими средствами удаленной коммуникации;
– внедрить различные технические средства круглосуточной фиксации и надзора за поднадзорными лицами (например, электронные браслеты);
– внести изменения в Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и предусмотреть право для потерпевшего на «охранный ордер», который в ряде зарубежных стран доказал свою эффективность (например, в США, Департамент юстиции обеспечивает потерпевшему разумную защиту со стороны подозреваемого преступника и лиц, действующих от имени подозреваемого преступника или вместе с ним. У жертв преступления есть право на получение ордера на запрет контактов (запрет на общение), который, как правило, не позволяет обвиняемому вступать в контакт с потерпевшим или свидетелями. Ответчику не разрешается связываться с потерпевшим или свидетелями лично, по телефону, электронной почте, социальным сетям, текстовым сообщениям, письменной почте или через контакт с третьими лицами);
– предусмотреть меры, запрещающие публичное раскрытие информации (в СМИ, социальных сетях и т.п.), прямо или косвенно указывающей на личность потерпевшего и соответствующие меры ответственности за их нарушение;
– создать единую всероссийскую базу лиц, имеющих судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних и;
– ввести обязательную геномную регистрацию лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних и имеющих психическое расстройство (эфебофилия).
Также отметим, что во многих странах давно существует практика уведомления соседей в случае переезда к ним человека, ранее осужденного за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. Списки таких лиц находятся в общем доступе и ведутся соответствующими государственными органами.
Одной из действенных мер могли бы стать и электронные браслеты для данной категории освобожденных, находящихся под административным надзором. Срок ношения браслетов может быть аналогичным как для погашения судимости, например – 10 лет за особо тяжкие преступления. В случае нахождения тела ребенка будет возможно установить, имеет ли кто-либо из находящихся под административным надзором причастность к преступлению, т.к. можно будет отследить лицо, находящееся под административным надзором, по трекинговым точкам, т.е. был ли он на месте преступления. Кроме того, ношение браслета может послужить сдерживающим фактором, поскольку преступник будет уверен, что о его передвижениях будет известно правоохранительным органам, то возможно он откажется от совершения преступления из-за страха быть пойманным.
5. Также полагаем необходимым при решении вопроса защиты прав несовершеннолетних, потерпевших от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, законодательно предусмотреть:
– восстановление специального рецидива преступлений в отношении несовершеннолетних, а именно усиления ответственности для лиц, судимых за ранее совершенные аналогичные преступления;
– отмену (приостановление течения) сроков давности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних, а также запрет на прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (в случае, если преступник – родственник жертвы).
ФПП