Юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений Иван Климович о том, что борьба с негативным контентом может привести к модели суверенного Интернета в России.
Иван Климович, юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений:
На прошедшем в декабре заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений (ПКПП) обсуждались меры противодействия распространению негативного контента в Интернете среди молодёжи.
Там напомнили, что действует ЕАИС «Единый реестр запрещённых интернет-ресурсов», который наполняется на основании судебных решений, и решений Роскомнадзора, МВД, Роспотребнадзора, ФНС, Росалкогольрегулирования, Росмолодёжи и Росздравнадзора.
В 2019 г. Росмолодёжь создали Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды, который передал в Роскомнадзор свыше 3,5 тыс. заключений об ограничении доступа к ресурсам в сети. Центр выявляет запрещённый контент, посвящённый скулшутингу, травле, избиениям, массовым дракам, зацепингу, снифингу, популяризации преступных сообществ.
В 2020 г. Роскомнадзор заблокировал более 80 тыс. материалов посвящённых темам суицида и наркотиков, а также детской порнографии.
По мнению представителей органов государственной власти и организаций вовлеченных в процесс выявления и запрета негативного контента, основная причина массового распространения подобной информации, заключена в деятельности самих сайтов и социальных сетей, которые не осуществляют должный контроль за размещаемой на их ресурсах запрещенной информацией, при этом они не несут никакой ответственности за то, что на их площадках размещаются такие сведения.
Если с российскими интернет-ресурсами у правоприменителей проблем не возникает, то в части сотрудничества с зарубежными площадками, возникают спорные ситуации. По мнению российской стороны сотрудничество не отвечает интересам конструктивного взаимодействия, так как, часто, направляемые российской стороной требования о блокировке материалов не исполняются в установленный законом срок, при этом не было приведено фактов об отказе исполнять такие решения со стороны интернет-ресурсов.
Сегодня тема взаимодействия российских властей и крупных интернет-ресурсов часто возникает в обществе, при этом в основном это касается желания государства заблокировать доступ пользователей к иностранным ресурсам на территории РФ. В обоснование приводят различные ситуации связанные якобы с цензурой в отношении российских материалов, затрагивающих социально-значимые темы для населения страны.
В прошлом году российский суд удовлетворил иск прокуратуры к компании Google о снятии ограничений с фильма А.Рогаткина о событиях 2003 г. в г. Беслан. При этом сам фильм не был заблокирован, а лишь было установлено возрастное ограничение и маркировка – «это видео может оказаться неприемлемым для некоторых пользователей». В фильме действительно демонстрируются крайне откровенные кадры и сцены насилия, которые точно нельзя показывать детям. Сама компания пояснила, что подобные «препоны» устанавливаются исключительно по требованию пользователей. С учётом, того, что фильм снят на русском языке и соответственно основной аудиторией являются русскоязычные пользователи, можно сделать вывод о том, если это и был акт цензуры, то точно не со стороны интернет-ресурса.
Такие примеры оценки взаимодействия неминуемо приведут к модели суверенного Интернета, с которым у государства будет меньше забот, в том числе в части профилактики распространения негативного контента среди молодёжи, и соответственно сократится объём работы по выявлению и блокировке запрещенной информации, а значит и возможно будет перераспределить силы и средства на более проблемные участки.
ФПП