Андрей Бабушкин: «Степень защищенности потерпевшего осознанно снижают!»



К сожалению, положение жертв преступлений в нашей стране нельзя поменять кардинально за два-три года, но нужно постепенно решать актуальные проблемы, на сегодняшний момент их несколько.

Первое, не решен вопрос возмещения имущественных интересов потерпевших. Если мы наблюдаем, что потерпевший понес материальный ущерб, а преступник не найден или не имеет достаточных материальных средств, вопрос о том, кто должен возместить ущерб остается без ответа. Пусть это будет не стопроцентное возмещение, а хотя бы частичное.

Второй вопрос связан с выездом иногородних потерпевших к месту жительства. Приехал человек в Москву, заработал денег, стал жертвой разбойного нападения, у него украли документы и сбережения, неизвестно, как ему вернуться домой.

Третье, не определен правовой статус заявителя. Нужно четко понимать, какие права есть у заявителя, имеет ли он право ознакомиться с материалами дела, как он может узнать о том, как идет дело. Ни административно, ни уголовно эти вопросы не урегулированы.

Четвертая группа проблем связана с психологической реабилитацией. Тут есть определенные сдвиги, но законодательно механизм оказания реабилитации не определен. Не указано, кто должен оказывать данную реабилитацию. Скорее всего, это должны делать общественные организации, но в этом случае у них должны быть государственные заказы.

Пятая группа вопросов связана с потерпевшими по двум сложным статьям: истязание и самоуправство. Очень часто правоохранительные органы не понимают, либо не хотят понимать, чем отличается истязание, как систематическое причинение вреда человеку, то есть побои, являющиеся частным обвинением, от явных уголовных преступлений, когда человека избивает, например, сосед. С самоуправством такая же картина. Получается, правоохранительные органы осознанно снижают степень защищенности потерпевшего перед лицом криминальных происшествий.

Дав ответы, на указанные вопросы, мы сможем говорить о соблюдении прав и интересов потерпевших в нашей стране.