Без пристрастия



Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества рассмотрела доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2009 год. Верхняя палата вынесет на обсуждение доклад Владимира Лукина осенью: до 27 сентября сенаторы могут присылать свои мнения, которые будут включены в проект постановления. Но выводы уже сделаны.

В заключении, которое подписал председатель комиссии Борис Шпигель, отмечается, что доклад "слабо структурирован", "не учитывает степень актуальности и содержание тематики обращений" в адрес уполномоченного. "Вызывает непонимание, почему такие важные, с точки зрения граждан, разделы доклада, как "Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство", "Право на эффективную государственную защиту", "Совершенствование законодательства о правах и свободах человека", рассматриваются в конце текста", – недоумевают сенаторы. Ведь данная тематика превалирует по количеству жалоб и является основной в работе главного правозащитника страны.

Несмотря на обращения граждан, нет анализа соблюдения права на свободу передвижения и выбора места жительства, права на достаточный уровень жизни и здоровья, на благоприятную окружающую среду, на объединение, на образование и участие в культурной жизни.

"В докладе содержатся тенденциозные суждения, зачастую не подкрепленные фактами и достаточными основаниями, либо являющиеся частными случаями", – считают в комиссии верхней палаты. Отмечается несоответствие количества поступивших жалоб объему их описания, например, внимание, уделенное нарушениям права на свободу собраний, не отражает реального количества обращений. А значит, омбудсмен дает "явно политизированную оценку ситуации".

"Правозащита не может превращаться в политическую кампанию, а уполномоченный не должен оказывать поддержку исключительно в тех случаях, где его политические взгляды совпадают с взглядами тех, кого он защищает", – говорится в сенаторском заключении со ссылкой на мнения ряда уполномоченных по правам человека из регионов.

"В докладе делается вывод о наличии нарушения прав граждан априори – не по результатам проверки, а уже в связи с самим фактом обращения". Это искажает положение дел с правами человека. Каково число обращений, которые после проверки подтвердились, неясно.

В беседе с "РГ" Шпигель уточнил, что описания нарушений в сфере политических прав и свобод в докладе Лукина практически в семь раз превосходят объемы описаний ситуаций с соблюдением таких важнейших прав, как права на судебную защиту и справедливость судебного разбирательства; на эффективную государственную защиту; на совершенствование законодательства о правах и свободах человека, на лекарственное обеспечение и оказание медицинской помощи. А описания тематики нарушения прав на свободу митингов – в 57 раз.

В отзыве отмечается, что в отличие от предыдущих, документ не посвящен рассмотрению конституционных прав и свобод в той последовательности, в которой они расположены в Основном Законе страны. А предложения по законодательным поправкам не согласуются с другими федеральными законами. Кроме того, идет некорректное сравнение полномочий омбудсмена и Общественной палаты: автор доклада считает, что по вопросам экспертизы у ОП они слишком широкие. Но свои предложения, а не абстрактные рассуждения, он мог бы вполне представить в ежегодном докладе, считают сенаторы.

Отношения уполномоченного с институтами гражданского общества тоже вызывают "множество вопросов и неопределенностей". С одной стороны, в докладе есть ссылки на мнение правозащитных организаций, с другой – нет информации о деятельности экспертного совета, кроме ссылок в приложении и сведений о награждении его членов медалями. Поэтому члены комиссии сделали вывод, что взаимодействие с НПО избирательно и недостаточно прозрачно.

Кроме того, не представлен анализ деятельности института уполномоченного в динамике, поэтому об эффективности судить сложно, делают вывод в Совфеде.

Комиссия предлагает обратить внимание в последующих докладах на объективный анализ фактов нарушения прав и конкретизацию предложений по совершенствованию правового регулирования, "сведя к минимуму общие рассуждения философского толка и риторические вопросы". При этом в отзыве подчеркивается, что все замечания сделаны исключительно для повышения эффективности деятельности института омбудсмена.

"Совет Федерации не удовлетворен докладом уполномоченного, поскольку он представляется нам явно политизированным", – пояснил "РГ" Шпигель.

Совфед принял решение провести более детальный анализ доклада и перенести слушания. "Хотя документ уже не будет изменен, мы намерены усилить наше заключение, – говорит глава комиссии СФ. – Наша задача в том, чтобы институты гражданского общества работали вместе, а не порознь, критикуя друг друга. И чтобы уполномоченный эффективно работал вместе с ними".

Евгений Иванов, Яков Никитин, "Российская газета" – Центральный выпуск №5225 (146) от 6 июля 2010 г.