К семейному насилию применят «общественный пресс»



В 2008 году российская милиция и общественные организации намерены существенно усилить работу по противодействию домашнему насилию. Об этом было заявлено в ходе  Круглого стола «Год семьи в России. Нет семейному насилию. Нет насилию над детьми», который по инициативе правозащитного движения «Сопротивление» прошел 20 февраля в стенах МВД РФ. Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев внимательно выслушал инициативы общественных деятелей и сделал целый ряд предложений, реализация которых способна в корне изменить положение жертв.

Домашнее насилие – следствие равнодушия!

Как известно, домашнее насилие – проблема, которую не смогли решить правоохранительные структуры даже развитых стран. Правда, у зарубежных стражей порядка есть активные добровольные помощники – общественные организации. С их помощью западноевропейские государства смогли значительно снизить социальные последствия преступлений, совершаемых на бытовой почве и в отношении детей.

Российским милиционерам гораздо сложнее. Во-первых, еще не сформирован круг организаций, которые последовательно, а  главное, качественно помогали бы российской милиции справляться с профилактикой и противодействием преступлений бытового характера. Во-вторых, социологические исследования в России показывают, что основная часть потерпевших от таких преступлений, не обращается за помощью в соответствующие органы и общественные организации. Причины: нежелание выносить конфликт на суд общественности, надежда на самостоятельное разрешение конфликта, страх мести со стороны насильника, стыд перед окружающими, опасение лишится жилищной площади, а так же нежелание разрушить семью. В-третьих, реакция человека на преступления, происходящие, скажем, в семье соседей, где избивается женщина, ребенок – в лучшем случае – осуждение. Не по причине ли нашего преступного равнодушия в России продолжают убивать детей семейные и сексуальные насильники?

К семейному насилию применят «общественный пресс»«По статистике, 90% педофилов, которые хватают и тащат куда-то детей, если их окликают, как правило, бросают ребенка и убегают», – открывая Круглый стол, отметила  лидер правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина. – «Почему же мы не обращаем внимания на то, что происходит рядом с нами? Ведь у каждого из нас вот этим простым шагом есть шанс спасти жизнь!»

Тон беседы, заданный Ольгой Костиной, поддержал министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Он отметил, что МВД не снимает  с себя функций по профилактике и противодействию семейным преступлениям. Напротив, МВД намерено усилить свою роль в борьбе с домашним насилием, и рассчитывает на помощь гражданского общества. Проблемы многогранны и их необходимо решать вместе с педагогами, воспитателями, психологами, юристами, общественными деятелями. Многое уже сделано. «Значительную роль сыграло введение в школах должности инспекторов милиции», – отметил Рашид Нургалиев. – «Сегодня в 72 субъектах РФ работает уже 5 тысяч таких сотрудников. Мы планируем введение должности «семейный инспектор», который бы занимался профилактикой семейного насилия, пьянства, защищал детей от побоев и издевательств родителей. Такая специализация уже введена в Ставропольском крае и Сахалинской области».

У общественных организаций есть конкретные предложения

Зарубежные правозащитники проблемами домашнего насилия начали заниматься не так давно. Как было отмечено представителем Агентства по международному развитию (USAID Russia) г-жой Элизабет Дюбан, в США, например, только в 1994 году был принят закон о насилии в отношении женщин. Однако, этот закон позволяет эффективно защищать потерпевшего. В частности, в каждом штате существует практика применение «охранного ордера». Он запрещает насильнику жить в одной квартире с жертвой. В полиции есть отделы по работе над преступлениями, связанными с домашним насилием. Если на домашнего тирана поступает жалоба, он подвергается обязательному аресту. Никто, кроме суда, даже жертва, не имеет права прекратить дело в отношении насильника.

К семейному насилию применят «общественный пресс»Огромный опыт защиты прав жертв преступности у германской общественной организации «Белое кольцо». По приглашению «Сопротивления» участие в работе Круглого стола приняли председатель Правления «Белого кольца» г-н Райнхард Бётхер и его заместитель г-жа Хельгард Ван Хюллен.  «Для нас большая честь участвовать в сегодняшней встрече», – заявил г-н Бётхер. – «У проблем, которые мы обсуждаем, нет национальных границ. Полицейские Германии очень часто говорят о том, что они не могут помочь жертвам преступности, потому что заняты задержанием преступников. Участие в деятельности нашей организации дает им возможность восполнить этот пробел, помощь жертвам насилия. Мы поставили перед собой и решаем три важных задачи. Первая – реальная помощь жертвам, включая оплату консультаций адвоката и психолога. Вторая – профилактика преступлений. Третья – лоббирование интересов жертв преступлений в тесном сотрудничестве с политическими организациями».

К семейному насилию применят «общественный пресс»Кстати, «Белое кольцо» оказало неоценимую практическую помощь при подготовке программы Круглого стола. Г-н Бётхер презентовал выставку работ немецких фотографов «Жертвы», направленную на социальную поддержку жертв насилия. Выставка начинает свой путь по России с залов МВД. Вместе с работами зарубежных авторов впервые будут экспонироваться работы участников российского конкурса социального плаката, который в конце прошлого года организовало правозащитное движение «Сопротивление».   

Российские правозащитники и общественные деятели приняли активное участие в дискуссии. Лидер общественной организации «Комитет за гражданские права» Андрей Бабушкин внес на рассмотрение Рашида Нургалиева целый ряд предложений. В частности, расширить полномочия участковых, которые в 99% случаев, прибыв в семью, в которой регулярно подвергаются насилию женщины или дети, только разводят руками, поскольку закон не дает им возможности привлечь мелкого домашнего тирана к ответственности. «Необходимо предложить Верховному суду обобщить судебную практику по рассмотрению дел о насилии в сфере семейно-бытовых отношений», – особо отметил Андрей Бабушкин. – «Мы очень часто сталкиваемся с тем, что суды ошибочно квалифицируют дела по статье 117 – «истязание» по статье 115. Например, установлено 5 случаев, когда пьющий отчим избивает малолетнего ребенка. Милиция говорит, что присутствует 117 статья – «истязание», а суд говорит, что здесь нет истязания, это дело частного обвинения – обращайтесь к мировому судье. Там с этим злодеем судятся до конца дней».

«Пока не будет сети специализированных учреждений, которая будет заниматься семьей в каждом регионе, все равно будет не к кому обращаться», – уверен председатель Правления Общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – «Наши предложения и поправки в законодательство внесены на рассмотрение в Минздравсоцразвития, но до сих пор ответа нет».

Председатель Правления Регионального общественного Центра Интернет-технологий (РОЦИТ) Марк Твердынин подтвердил намерение организации оказывать всяческое содействие в борьбе с агрессивным, вредным для детей контентом и распространением детской порнографии. У РОЦИТ накоплен большой опыт подобной работы. Кстати, начальник Бюро специальных технических мероприятий МВД РФ Борис Мирошников заверил участников Круглого стола, что у милиционеров «блестящие» взаимоотношения с российскими провайдерами: «Не было еще ни одного случая, когда мы обращались, а компании-провайдеры не реагировали бы на наши замечания».

Целый ряд предложения по профилактике домашнего насилия поступил от представителей Православной Церкви, членов Общественной палаты, ГосДумы, социологических центров.

«Мы открыты!»

Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев с большим вниманием отнесся к общественным инициативам. Между тем, МВД подготовило столь масштабную программу действий в сфере борьбы с домашним насилием, что милиции скорее необходима поддержка, нежели предложения. В частности, Рашид Нургалиев считает целесообразным создание реабилитационных служб социально-психологической помощи семьям, в которых распространены конфликты и насилие, при которых могли бы функционировать приюты временного содержания для жертв насилия. Помимо психологической, такие службы должны оказывать и социальную помощь. «В комплексе – это один из серьезных шагов, который позволил бы нам более серьезно взглянуть на эту проблему», – заявил Рашид Нургалиев. – «На наш взгляд имеет перспективу и инициатива создания специализированного информационного центра, включающего «горячую» линию для приема сообщений о насилии над детьми, случаях пропажи детей, домашнего насилия. Должен существовать интернет-портал подобной специфики». Рашид Нургалиев еще раз подтвердил, что уверен в необходимости создания межведомственной рабочей группы, которая занялась бы анализом законодательства и исполнительных механизмов в области защиты детей.

К семейному насилию применят «общественный пресс»«Сопротивление» готово предоставить МВД РФ и общественным организациям площадку для реализации данных проектов», – сделала конкретное предложение Ольга Костина. – «В частности, мы готовы участвовать в создании и организации деятельности информационного центра по сбору информации о насилии над детьми. Создание «cаll-центра» вопрос серьезный, но первые шаги к этому мы уже делаем и готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными силами».

«Хочу поблагодарить правозащитное движение «Сопротивление», которое консолидированно относится к решению многих важных социальных задач», – выразил признательность Рашид Нургалиев. –  «Хочу еще раз сказать – мы открыты. Многие еще  ассоциируют МВД с каким-то репрессивным органом. Это давно уже в прошлом. Наша политика открыта и нацелена, прежде всего, на защиту человека».