Людей гранатами выбивали из подвалов



Вчера в здании Общественной палаты (ОП) РФ состоялась рабочая встреча членов общественных комиссий по расследованию военных преступлений в Южной Осетии и помощи пострадавшему гражданскому населению и по организации помощи российским военнослужащим, пострадавшим в результате осуществления миротворческой миссии в Южной Осетии.

В начале встречи был продемонстрирован видеоматериал, снятый членами общественных комиссий во время визита в точку конфликта. В кадре – военный госпиталь. Из старых уазиков выгружают носилки с ранеными, медицинские сотрудники оформляют документы на коленях. Лагерь беженцев около Алагира: рукописные списки беженцев, огромные палатки, кровати стоят впритык, вместо пола – сено и земля. Туалет – несколько ям на самой границе лагеря беженцев. Более всего впечатляют и пугают кадры, снятые в Цхинвале. Кажется, что город неживой, везде разрушенные и сожженные здания, кровь на улице.

– Мы были в Цхинвале 13, 14 и 15 августа, – рассказывает учредитель и председатель Правления межрегиональной правозащитной общественной организации "Сопротивление" Ольга Костина. – Гуманитарную помощь доставили в город рано утром 15 августа. А до этого люди сидели по подвалам, у них не было ничего – ни связи, ни воды, ни еды. В городе лежали мертвые люди и животные. У людей не осталось слез, настолько они были перепуганы.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод с ужасом вспоминал о том, что пережили люди под градом бомб: "Мужчина ехал на машине с ребенком, остановился на перекрестке, и тут же по машине выстрелил танк. Грузинские солдаты кидали гранаты в подвалы, взламывали двери и прямо на дверях писали списки жильцов. Грузинские снайперы стреляли в мирных людей, которые утром 8-го числа выходили на улицы города".

– Мы собираемся издать книгу памяти, состоящую из свидетельств, – говорит Александр Брод. – Никто не должен быть забыт.

– В настоящее время связь налажена. Беженцы настроены возвращаться в свои дома, – говорит заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Олег Нетеребский.

Отдельная часть обсуждения была посвящена дезинформации и неверному отображению случившегося в зарубежных СМИ. Один из примеров: в западных СМИ говорилось, что в Цхинвале погибло 40 человек. На самом деле ситуация куда катастрофичнее – в городе погибло 2000 мирных граждан. По мнению участников, с передачей ложной информации можно бороться лишь с помощью абсолютной объективности и открытости.

– Нужно собрать списки погибших и показать их мировому сообществу, – заявляет председатель Комиссии ОП РФ по здравоохранению, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. – Есть вещи, которые тревожат меня как врача: безобразное состояние военного госпиталя, отправка медицинских средств в регион в авральном порядке.

Однако Леонид Рошаль считает, что, несмотря ни на что, с гуманитарными проблемами справиться удастся.

Ольга Костина сообщает, что в понедельник будет открыт сайт, где будет собираться информация о погибших, в тот же день будут объявлены и телефоны.

Уже сегодня общественные комиссии вновь отправятся в Южную Осетию, чтобы оказывать дальнейшую помощь. Совместная работа с министерствами, отечественными и зарубежными общественными организациями будет продолжаться.

Андрей Лебедев, "Российская газета" – Федеральный выпуск №4733 от 21 августа 2008 г.