О доктрине уголовного права



Вводные замечания

За 15 лет существования современного УК РФ принято 110 законов, внесших тысячи изменений в нормы уголовного законодательства. Больше всего поправок внесено за последние четыре года. Большинство их  осуществлено в направлении так называемой «гуманизации и либерализации» уголовного законодательства. Судьи, сотрудники правоохранительных органов, адвокаты часто не успевают отслеживать поток правовых новаций. В последнее время ряд политиков и правоведов выступили с идеей принятия нового уголовного закона. Однако и это не способно изменить общую хаотизацию законотворческой деятельности. Единственный путь преодолеть сложившуюся ситуацию – создать программный стратегический документ: Доктрину уголовного права. Именно она должна стать идеологической основой планирования и государственного строительства при разработке проектов всех изменений, вносимых в Уголовный кодекс, всех мер борьбы с преступностью. Все остальные документы должны строиться на основе Доктрины и носить тактический характер, быть более мобильными и оперативными.

Такой опыт нормативного регулирования у нас в стране есть. В 2000 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена Военная доктрина Российской Федерации. Через десять лет она была пересмотрена, уточнена и утверждена заново. Как доктрину национальной безопасности следует рассматривать и «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утверждённую Указом Президента РФ в 2009 г. Этот опыт следует использовать.

Доктрина имеет научную основу и выглядит как система политико-правовых тезисов, учитывающих текущую и прогнозируемую криминологическую ситуацию. Доктрина должна служить фундаментом при разработке Концепции борьбы с преступностью.

Задачи Доктрины

– формирование и определение содержания основных задач и принципов уголовного права;

– формирование инструментария уголовного права;

– формирование методологических основ принятия управленческих решений в сфере борьбы с преступностью;

– влияние на формирование программ в сфере борьбы с преступностью (краткосрочные и долгосрочные программы борьбы с преступностью, как федеральные, так и региональные и др.);

– формулирование чёткого понятийного аппарата, используемого в уголовном праве (единство и унификация понятийного аппарата – один из способов повышения эффективности правовых норм);

– способствование формированию устойчивого правого поля внутри страны и устойчивого правового пространства в межгосударственных отношениях, касающихся сферы борьбы с преступностью;

– влияние на выработку направлений научных исследований;

– влияние на определение основных показателей эффективности правоприменительной практики в сфере борьбы с преступностью.

Содержание Доктрины

Уголовное право зародилось и развивается как право защиты, охраны. Основные объекты охраны: человек, государство, общество. Все остальные – собственность, общественный порядок, общественная безопасность и пр. – производны от этих трёх и существуют как объекты уголовно-правовой охраны только благодаря им.

Уголовное право формируется и развивается в русле карательной политики государства. Основной метод уголовного права – принуждение (наказание есть мера государственного принуждения). Принуждение должно быть законным, обоснованным, справедливым и неотвратимым. Оно должно быть также целесообразным. Необходимо использовать прогрессивную систему исполнения наказания, когда при «плохом» поведении виновного степень принуждения усиливается, а при «хорошем» – снижается.

Признание принуждения основным методом усиливает необходимость более широкого использования в уголовном праве поощрения. Без принуждения уголовное право перестаёт быть правом как таковым, а без поощрения вся система уголовной юстиции теряет смысл, ибо все усилия по перевоспитанию преступников и возвращению их к законопослушной жизни становятся откровенно бессмысленными.

Признание принуждения и поощрения методами уголовно-правового регулирования требует их системного оформления и закрепления в нормах УК.

Ревизия системы наказаний подразумевает пересмотр и упорядочивание перечисленных в УК видов уголовных наказаний, исключение недееспособных видов, дополнение системы новыми видами. Следует на законодательном уровне окончательно решить вопрос о необходимости сохранения  смертной казни как вида уголовного наказания. В случае отмены моратория, необходимо подробно оговорить и тщательно разработать основания, условия и формы её применения. Необходимо рассмотреть социально-политические и экономические аспекты и внутренние последствия отмены или продолжения моратория на смертную казнь.

Требуют своего изучения и в случае положительного заключения специалистов включения в УК институты медиации и отсрочки назначения наказания, которые достаточно эффективно применяются в ряде зарубежных стран.

Система уголовно-правовых поощрений должна быть создана заново. Должны быть так же оговорены общие условия их применения.

Помимо наказаний и поощрений уголовное право применяет иные меры уголовно-правового характера. Необходимо их так же привести в систему и подробно описать.

Специального изучения требует институт мер безопасности в уголовном праве. Он позволяет расширить возможности государственно-правового реагирования на общественно опасные проявления.

Более подробного описания требует институт судимости. Это не продолжение наказания, а правовое последствие совершённого преступления и назначенного судом наказания.

Уголовное право с момента своего возникновения оперирует двумя категориями: преступление и наказание. Понятие преступления нуждается в постоянном совершенствовании и шлифовке.

Ещё в большем совершенствовании нуждается перечень конкретных уголовно-правовых деяний, подлежащих наказанию. Последние годы криминализация и декриминализация деяний происходили очень часто спонтанно и импульсивно. Требует пересмотра весь набор помещённых в Уголовный кодекс деяний, исключение из него явно избыточно криминализированных деяний и возвращение или дополнение теми, которые требуют своей криминализации.

Вся эта работа должна быть направлена на углубление процесса индивидуализации уголовной ответственности и наказания с одновременным ограничением пределов судейского усмотрения, а также способствовать предупреждению преступлений.

В законопроектной работе надо стремиться к созданию унифицированных уголовно-правовых норм, корреспондирующихся с аналогичными нормами других государств.

Необходимо, с учетом специфики российской правовой системы и Конституции государства, в возможно полном объеме реализовать в российском уголовном законодательстве нормы международных конвенций, ратифицированных Россией.