- 02.06.2009
Обращение общественных деятелей – участников конференции «О необходимости сохранения поста Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве»
Москва, Независимый пресс- центр,
День защиты прав детей,
1 июня 2009 года
В течении ряда лет законодательство г. Москвы выступало в качестве модельного для других субъектов Российской Федерации.
3 октября 2001 года в г. Москве был принят Закон г. Москвы «Об Уполномоченном по правам ребенка в г. Москве». На должность Уполномоченного был назначен известный защитник прав детей общественный деятель Алексей Иванович Головань.
Данный шаг московских властей вызвал понимание и поддержку не только в г. Москве, но и в тех регионах России, которые были всерьез озабочены с ситуацией по защите прав и законных интересов детей. В течении 8 лет в 20 регионах России появились посты Уполномоченных по правам ребенка, назначаемых органами законодательной власти. Пост Уполномоченного по правам ребенка учредили и 3 города России.
Однако в 2009 году при введении поста Уполномоченного по правам человека в г. Москве Московской городской Думой было принято решение о ликвидации поста Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве и его заменой должностью заместителя Уполномоченного по правам человека, отвечающего за права детей.
Удивительно, что подобное решение принято в 2009 году, когда весь мир отмечает 20- летие Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году в Нью- Йорке. Именно в 2009 году, признавая необходимость существования специального института по защите прав детей, Генеральный секретарь ООН ввел должность специального докладчика по защите прав детей от насилия.
Трудно поверить, что подобное решение было принято Московской городской Думой в виде поправки, проголосованной с голоса, в то самое время, когда Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве А.И. Головань встречался с Президентом России и рассказывал ему о ситуации с правами ребенка в нашей стране. Нельзя не обратить внимания и на то, что ни автор поправки, ни другие сторонники ликвидации поста Уполномоченного по правам ребенка не смогли привести ни одного внятного аргумента и довода о том, почему данный государственный институт защиты прав ребенка должен быть ликвидирован.
В связи с отсутствием в России должности Федерального Уполномоченного по правам ребенка перед ежегодным заседанием «Большой Восьмерки» А.И. Головань должен будет принять участие от нашей страны участие в совещании Уполномоченных по правам детей стран «Большой Восьмерки»
Подобный шаг законодателей представляется нам ошибочным, наносящим существенный вред защите прав и законных интересов детей в г. Москве.
Во 1-х, институт Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве в сложные 2000-е годы явился уникальным инструментом защиты прав детей в безвыходных и безнадежных ситуациях, когда иным государственным органам оставалось лишь расписаться в своем бессилии.
Во 2-х, именно благодаря 8 – летней деятельности Уполномоченного по правам ребенка существенно улучшилась ситуация с соблюдением и восстановлением прав ребенка в г. Москве. Ряд характерных для недавнего прошлого нарушений прав детей благополучно канул в историю.
В 3-х, деятельность Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве способствовало повышению международного престижа нашего города, стало одной из визитных карточек Москвы для международных правозащитных организаций, общественного мнения Объединенной Европы, способствовало росту доверия к нашему городу в ряде международных структур и общественном сознании международного сообщества. Для инвесторов и туристов, для критиков России и ее друзей стало ясно, что, если в Москве создан и успешно действует институт Уполномоченного по прав ребенка – это является одним из залогов того, что Россия идет по пути демократического и цивилизованного развития.
В 4-х, московскую модель института Уполномоченного по правам ребенка восприняло большинство регионов России. Так, в 16 субъектах Российской Федерации пост Уполномоченного по правам ребенка является самостоятельным институтом, и только в 3 регионах Уполномоченный по правам ребенка является советником Губернатора, в 1 регионе Уполномоченный создан при Губернаторе области и только в 3 регионах такой Уполномоченный является заместителем регионального Уполномоченного по правам человека.
В 5-х, подобный самостоятельный статус Уполномоченного по правам ребенка не является случайным или произвольным, а вытекает из:
– особого правового статуса ребенка: так, если в отношении взрослого человека международное право делает упор на реализации его прав и свобод то в отношении ребенка Конвенция прав ребенка ставит во главу угла наилучшему обеспечению интересов ребенка;
– особенностей восприятия и мышления ребенка, которые затрудняют защиты и восстановление прав и интересов ребенка в рамках единого института защиты прав и интересов всех граждан. Следует отметить, что ни одна иная группа населения (в том числе инвалиды, заключенные, пенсионеры, военнослужащие и иные) не обладают подобной спецификой мышления и восприятия. Одним из следствий данных особенностей является то, что ребенок, за редким исключением, никогда не придет в учреждение, где одновременно занимаются решаются вопросы прав взрослых и тех, кто лишь находится на пороге взрослой;
В 6-х, совсем не случайно и профильные Комитеты Государственной Думы (например, Постоянный Комитет по делам женщин, семьи и молодежи) стали в последние годы ставить вопрос о дополнении федерального законодательства нормой о том, что в каждом регионе должен быть создан пост Уполномоченного по правам ребенка. Такой подход федерального законодателя стал признанием эффективности московского опыта работы Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве.
В 7-х, ликвидация данного института, как и его инкорпорация в состав иного института государственной з ащиты прав человека, вступает в противоречие, как со словами Президента России о том, что в России нет системы защиты прав детей, так и с положением Указа Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" о необходимости «создания специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации…»
Московской городской Думой пост Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве ликвидирован. Удивительно, что подобное произошло в г. Москве, где в течении ряда лет проводилась политика защиты ряда социальных институтов и гарантий от деформаций экономической и политической конъюнктуры.
Ликвидация института защиты прав ребенка, успешно действовавшего в течении ряда лет, – первый известный нам прецедент, как в российской, так и в международной практике за всю послевоенную историю человечества.
В этих условиях многие участники конференции возлагают свои надежды на Мэра г. Москвы Юрия Михайловича Лужкова, мудрость и жизненный опыт которого способны спасти важнейший для Москвы государственный институт от уничтожения.
Мы призываем Мэра г. Москвы не поддаваться подковерному давлению впечатлительных, но, к сожалению, не всегда добросовестных чиновников, которые обиделись на справедливую и конструктивную критику со стороны Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве, и вместо того, чтобы улучшить собственную работу решили расправиться с Уполномоченным по правам ребенка, как с институтом.
Мы просим Мэра г. Москвы Ю.М. Лужкова использовать свои полномочия для того, чтобы защитить детей города Москвы, сохранить пост Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве и внести в порядке законодательной инициативы в Московскую городскую Думу предложение о сохранении поста Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве.
Мы убеждены, что подобный шаг станет одним из важнейших деяний Мэра г. Москвы в памяти многих поколений москвичей.
Ни считаем, что нет ничего страшного или ошибочного в том, чтобы пересматривать собственное решение с учетом общественного резонанса, собственного жизненного опыта, новых обстоятельств, которые позволят взглянуть на проблему под новым углом зрения.
Мы от своего лица и от лица своих организаций заявляем: самостоятельный пост Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве должен быть сохранен!