Особые обвиняемые



В конце июля Правительство РФ внесло в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона № 321865-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», которым расширяется перечень преступлений, дела о которых могут быть рассмотрены в особом порядке принятия судебного решения.

Также проект содержит предписания для прокурора, в соответствии с которыми потерпевший будет уведомляться о ходатайстве обвиняемого о применении особого порядка судебного разбирательства, что позволит потерпевшему до начала судебного разбирательства получить необходимые юридические консультации и сформировать свою позицию относительно ходатайства обвиняемого.

Кроме того, потерпевший, не участвующий в предварительном слушании, будет информироваться о заявленном в нем ходатайстве обвиняемого о применении особого порядка судебного разбирательства.

Конкретизируя основания применения особого порядка принятия судебного решения, предлагается включить не только согласие обвиняемого с предъявленным обвинением и признание вины, но и согласие с размером причиненного преступлением вреда, за исключением признания размера денежной компенсации морального вреда. И это, безусловно, важные положения, которые, в контексте вносимого, подбодрят потерпевшего и заслуживают одобрения.

В тоже время, как бы, пользуясь случаем, Правительство РФ в пояснительной записке к законопроекту указывает, что «Также законопроектом предлагается новая редакция части первой статьи 314 УПК, расширяющая перечень преступлений, дела о которых могут быть рассмотрены в особом порядке судебного разбирательства.». В настоящее время в этот перечень включены преступления, наказание за которые не превышает десяти лет лишения свободы. В случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, УПК РФ допускает возможность в указанном порядке рассматривать все категории дел, включая уголовные дела об особо тяжких преступлениях. Т.е. подавляющее большинство всех уголовных дел. Автор законопроекта предлагает уравнять в правах все категории преступников. Теперь обвиняемый сможет подать ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает 15 лет лишения свободы.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ – особый порядок – это упрощённая процедура, в результате которой подсудимому выносят приговор за одно заседание, без исследования доказательств, только на основании его собственного признания. Поэтому реализация законопроекта «без ущерба целям правосудия» значительно снизит расходы средств федерального бюджета, связанных с рассмотрением дела по существу и вызовами в суд участников уголовного судопроизводства, а так же значительно сократит сроки рассмотрения уголовных дел судом, поскольку круг дел, в которых суду не нужно исследовать доказательства, расширится практически до максимума.

Не вдаваясь в четырехлетнюю практику института особого производства, судя по предлагаемым изменениям, уже сейчас можно смело сказать, что инициатива без сомнения, в случае ее принятия, изменит всю работу следствия, значительно упростит его работу и однозначно сэкономит государству средства налогоплательщиков.

Мы, как правозащитная организация, отстаивающая права потерпевших от преступлений, поддерживаем проектные положения, которые гарантированно укрепляют статус потерпевшего. Да, предлагаемые нормы смогут оградить, например, потерпевших от преступлений против половой неприкосновенности от повторных допросов. И это безусловный плюс. Но насколько целесообразны такие изменения в целом? С одной стороны, цели Правительства РФ понятны, но, с другой стороны, данная инициатива просто перечеркнет всю российскую криминалистику. Сведет на нет целый пласт профессиональной составляющей предварительного расследования. То-то работа будет спориться у следствия…

И потом, у института особого порядка судопроизводства есть одна опасная сторона, о которой авторы не указывают – протест потерпевшей стороны не дает ей права возразить на упрощённое рассмотрение дела когда заключено соглашение о сотрудничестве. Т.е. повлиять на размер наказания у потерпевшей стороны уже не получится. По усмотрению суда подсудимому может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление, условное осуждение или он может быть освобожден от отбывания наказания.

Пленум Верховного Суда РФ 28 июня 2012 г. принял постановление № 16 «О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве», в соответствии с которым мнение потерпевшего в случае заявления обвиняемым ходатайства о слушании дела в особом порядке не будет учитываться.

В постановлении сказано: «По смыслу части 2 статьи 317 (6) и статьи 317 (7) УПК РФ, потерпевший (его законный представитель, представитель), гражданский истец и его представитель вправе участвовать в исследовании рассматриваемых судом вопросов, в том числе высказывать свое мнение по вопросу об особом порядке судебного разбирательства при досудебном соглашении о сотрудничестве. Суду надлежит проверить все заявленные доводы и принять по ним мотивированное решение. При этом следует иметь в виду, что возражение потерпевшего (его законного представителя, представителя), гражданского истца и его представителя против особого порядка проведения судебного заседания в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, само по себе не является основанием для рассмотрения дела в общем порядке».

Кроме того, пункт 7 статьи 316 УПК РФ гласит, что если судья придет к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, то он постановляет обвинительный приговор и назначает подсудимому наказание, которое не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Есть также мнение, что инициатива Правительства РФ косвенно связана с желанием сократить тюремное население, поскольку оно постоянно пополняется и на половину состоит из осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Да к тому же высок процент рецидива – почти половина заключенных.

И к слову. В практике нашей организации был один очень примечательный случай, своего рода индикатор, по которому можно судить о самочувствии российской Фемиды. По громкому делу «певца» Константина Крестова следователь за несколько дней до передачи дела в суд переквалифицировал деяние, признав 16-летнюю пострадавшую по пункту а) части 3 статьи 132 УК РФ совершеннолетней, а суд назначил, тем самым, незаконное, более мягкое наказание (2,4 года вместо предусмотренных до 15 лет лишения свободы). И потерпевшей стороне тогда не удалось повлиять на данное решение. Данный факт свершился и без особого порядка рассмотрения. Потом приговор был обжалован, но по истечении времени и с огромным трудом.