Открытое письмо Члена Общественной палаты РФ Ольги Костиной к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину



Член Общественной палаты РФ, Председатель Правления правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина в обращении к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину просит взять на контроль ситуацию с правами жертв преступлений, содействовать качественному изменению положения в сфере защиты прав потерпевших в России, а так же поддержать инициативу принятия Закона о потерпевших.

Председателю Правительства РФ Путину Владимиру Владировичу

Уважаемый Владимир Владимирович!

22 февраля – Международный день поддержки жертв преступлений. Традиционно эта дата используется международной общественностью для обсуждения положения граждан, ставших потерпевшими от преступлений, и выражения солидарности с ними. К сожалению, ситуация с правами потерпевших в Российской Федерации не просто неудовлетворительна, а плачевна. Быть жертвой преступления в России стыдно и опасно. И если граждане эмоционально и сочувственно относятся к потерпевшим, то государственная машина не только зачастую демонстрирует им презрение, но и способна добить пострадавшего, рискнувшего обратиться к правосудию за помощью.

В задачах отечественного правосудия потерпевший как объект приложения усилий не значится. У обвиняемых и преступников значительно больше процессуальных прав, чем у тех, против кого они действуют. Результат очевиден: привыкшая работать без заявителей и свидетелей правоохранительная система не способна выполнять качественно свою работу.

Ежегодно из 23 млн. сообщений о правонарушениях регистрируется лишь 3 млн. Между тем, согласно социологическим исследованиям, каждый 7 гражданин России подвергается преступным нападениям. Более 60 процентов граждан предпочитают не сообщать о преступлениях в органы правосудия. А ведь именно с заявления жертвы начинается отсчет работы системы по предотвращению преступных деяний и отправлению правосудия.

52 статья Конституции Российской Федерации, которая декларирует доступ к правосудию и компенсацию со стороны государства причиненного жертве вреда, не работает полностью. У большинства потерпевших даже по тяжким преступлениям нет доступа к получению бесплатной квалифицированной юридической помощи. А что до компенсации причиненного вреда – здесь государство зорко оберегает имущественные права осужденных преступников, в том числе позволяя им выходить по условно-досрочному освобождению, вообще не учитывая необходимость компенсировать жертве причиненный вред. Особенно циничным является тот факт, что среди потерпевших от тяжких преступлений есть и дети.

Все вышеперечисленное девальвирует саму идею правосудия для законопослушных граждан. В последние годы наблюдается рост дерзких тяжких преступлений наряду с демонстрацией публичного протеста граждан против качества российского правосудия. Степень недоверия к правоохранительной системе и готовность к самосуду в российском обществе нарастает, создавая опасный социальный фон.

Текущая реформа уголовной политики – поправки в законодательство, направленные на либерализацию Уголовного кодекса Российской Федерации – также проходит без учета положения жертв преступлений. Все это вызывает недоумение и профессиональное неприятие у экспертного сообщества.

Ни одно государство не может гарантировать своим гражданам абсолютную безопасность. Но оно может и обязано гарантировать пострадавшему от преступления гражданину быструю и качественную помощь во время отправления правосудия и последующей реабилитации. Специальные законы о правах жертв преступлений приняты в большинстве стран Европы и даже у наших соседей по СНГ. И только Российская Федерация продолжает оставаться островом бессмысленного правосудия, в идею которого не заложена обязательность восстановления попранного преступлением права. Сегодняшнее российское правосудие, по сути, предлагает гражданину в качестве компенсации за причиненный ему физический, психологический и материальный вред лишь степень расправы над преступником.

Десятилетиями существует мировая практика поддержки прав потерпевших, которая включает в себя не только исполнение профильного закона, но также стимулирование благотворительных программ, создание сети неправительственных организаций, оказывающих консультации. В этих общественных организациях работают, в том числе, и отставные сотрудники правоохранительных органов. На сегодняшний день в Российской Федерации не существует ничего из вышеперечисленного.

Общественная палата РФ совместно со Следственным комитетом Российской Федерации разработала проект федерального закона «О потерпевших от преступлений», разработана также Концепция создания и учреждения в РФ Национального компенсационного фонда, который предусматривает механизмы компенсации причиненного ущерба жертвам тяжких и особо тяжких насильственных преступлений. Есть еще одно основание к созданию системы по защите прав потерпевших. В результате реформы МВД России пятая часть личного состава будет сокращена. Можно быть уверенными, что значительное число этих профессионалов может стать прекрасным кадровым резервом для создания сетевой неправительственной организации с указанной тематикой.

Уважаемый Владимир Владимирович! Обращаемся к Вам как к Председателю Правительства РФ с просьбой взять на контроль ситуацию с правами жертв преступлений и содействовать качественному изменению положения в сфере защиты прав потерпевших в нашей стране.

Мы также просим Вас как лидера партии «Единая Россия» совместно с депутатским корпусом поддержать инициативу принятия Федерального Закона “О потерпевших от преступлений” с последующей доработкой имеющегося проекта документа.

С уважением, Председатель правления МПОО “Сопротивление”,
Член Общественной палаты РФ
О.Н.Костина