Потерпевшие в законе



20 декабря случилось то, к чему российское общество шло несколько десятилетий. Госдума РФ приняла закон структурно и качественно защищающий права потерпевших в России.

20 декабря Госдума РФ в третьем окончательном чтении проголосовало за проект федерального закона № 173958-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» (в части расширения прав и обязанностей потерпевшего, а также улучшения правового положения несовершеннолетних потерпевших).

Закон о защите потерпевших, обеспечивающий исполнение в нашей стране 52 статьи Конституции РФ, по-настоящему выстрадан нашим обществом.

Борьба за равенство прав преступника и его жертвы на протяжении последних десятилетий никогда не была приоритетом уголовно-судебной системы. На каждом этапе – гуманизация наказания, реформирование правоохранительных и судебных органов –  общество, преодолевая безразличие, а порой и открытое противодействие, доказывало, что потерпевший – ключевая фигура всей системы правопорядка и правосудия в России. Без качественного улучшения положения потерпевших в нашей стране, практически все законодательные инновации в этом направлении обречены. Правозащитников пытались учить и «ставить на место». Отдельные представители власти оправдывали равнодушие к сотням тысяч обворованных, избитый, изуродованных людей отсутствием денег в бюджете и законов в стране. А когда те же представители власти в силу обстоятельств становились потерпевшими – круг замыкался. Правосудие без правовой, моральной и материальной поддержки жертв преступлений стало фарсом.

С 2006 года правозащитное движение «Сопротивление» на разных уровнях поднимало вопрос о необходимости усилить защиту прав потерпевших на законодательном уровне. Предложения от специалистов, общественных деятелей обретали вид инициатив. Инициативы становились проектами. Проекты выносились на обсуждение членов Общественной палаты РФ, руководителей профильных министерств и ведомств.

В 2009 году в разработке законопроекта, направленного на защиту потерпевших значительную роль сыграл Следственный комитет России и лично его председатель Александр Бастрыкин. Важные поправки и дополнения поступили из МВД России.

Движение вперед было бы невозможно без политической воли депутатского корпуса. В конце 2012 года глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева представила законодательные инициативы о защите потерпевших, в частности, детей-жертв преступлений. «Ваши предложения сбалансированы и скажу больше – выстраданы», – отметил тогда премьер-министр.

Руководители профильных комитетов Госдумы РФ Ирина Яровая и Владимир Плигин проявили деятельную заинтересованность в защите прав потерпевших. В ноябре 2012 года законопроект был внесен в Госдуму. Ирина Яровая лично дорабатывала и продвигала принятие документа в нижней палате парламента. Под ее руководством проходили согласительные процедуры.

В июле 2013 года законопроект прошел второе чтение. В октябре депутаты отложили его рассмотрение на неопределенные сроки. Судьба документа повисла в воздухе.

3 декабря 2013 года Председатель правления МПОО «Сопротивление», член Общественной палаты РФ Ольга Костина выступила с открытым обращением к Президенту РФ Владимиру Путину. «Принятие законопроекта по непонятным причинам постоянно затягивается и откладывается, – обратила внимание главы государства правозащитница. – Уверены, что для успешного решения этой проблемы необходима Ваша политическая поддержка». Ольгу Костину поддержали сотни специалистов и общественных деятелей. Президент услышал общественность. 20 декабря 2013 года законопроект был рассмотрен Госдумой РФ во втором и третьем чтениях и единогласно окончательно принят.

Впереди еще ратификация закона в Совете Федерации, определение регламентов и процедурных вопросов, но главное, уже произошло. Жертва перестает быть бесправной и защищена законом!

О законе

Юридически сухое название документа: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» (в части расширения прав и обязанностей потерпевшего, а также улучшения правового положения несовершеннолетних потерпевших) не передает простому обывателю значения произошедшего.

Основные новеллы:

1) Значительным достижением для российского уголовного права является положение закона, в соответствии с которым «Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением  дознавателя,  следователя,   судьи   или  определением суда», что также отвечает мировым тенденциям и положительной правоприменительной практике зарубежных стран.

2) Предусматривается наделение потерпевшего правами, которые будут соотноситься с правами подозреваемого и обвиняемого, а именно: получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим; о принятии дела к производству и о производстве следствия следственной группой; о привлечении лица в качестве обвиняемого; об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу; о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, получать копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций, а также копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы, а также возражать против постановления приговора без проведения судебного разбирательства.

3) Вводится особый порядок применения мер административного надзора в отношении лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Так, в зависимости от тяжести совершенного преступления административный надзор устанавливается на срок 25 лет, а в отдельных случаях – пожизненно, в отношении указанных лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, в том числе имеющих погашенную либо снятую судимость.

4) Предлагается также предусмотреть обязательность участия потерпевшего и (или) представителя в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции.

5) Значительной и важной новеллой также является положение, согласно которому после постановления приговора, вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера предусматривается возможность суда применить меры государственной защиты в отношении потерпевших от преступлений, их близких родственников, родственников и близких лиц, к которым в настоящее время указанные меры государственной защиты могут быть применены лишь в процессе уголовного судопроизводства.

6) Предусмотрено право потерпевшего подавать заявление об установлении судом административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также получать письменное уведомление о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора.

7) Отражены положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве», указывающего, что «важной функцией уголовного правосудия должна быть охрана законных интересов потерпевшего, уважение его достоинства, повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию» и, что «уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений».

8) При разработке законопроекта учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации. В частности уточняется, что права потерпевшего переходят не просто к одному из близких родственников, а к близкому родственнику, близкому лицу или родственнику погибшего. Потерпевший имеет право на подробную информацию о ходе следствия, уведомляется об освобождении осужденного от отбывания наказания и т.п.

Помимо это целый ряд дополнительных мер предлагается по защите прав несовершеннолетних потерпевших, в том числе:
предусматривается обязательное участие в уголовном деле адвоката на бесплатной основе с момента возбуждения уголовного дела для защиты несовершеннолетних, являющихся потерпевшими в уголовном судопроизводстве, в случае совершения преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего;
вводится запрет на распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации сведений, указывающих на личность не достигшего шестнадцатилетнего возраста потерпевшего по уголовному делу, включая публикацию его изображений, сведений, содержащих описание полученных ими в связи с преступлением физических или нравственных страданий и мучений;
вводится особый порядок применения мер административного надзора в отношении лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних;
предусматривается отмена возможности рассмотрения уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних с участием присяжных заседателей;
при производстве допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста  шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.
Реализация предусмотренных законопроектом положений позволит Российской Федерации приблизится к международным стандартам и нормам по защите детей от преступных посягательств, поскольку отражает положения Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, ратифицированной Российской Федерации 7 мая 2013 года (Федеральный закон № 76-ФЗ).

Принципиально важно решение о наложении ареста на имущество обвиняемого. Очень часто бывает, что за время следствия обеспеченный человек на пару недель превращается в неимущего. Жертва не получает никакой компенсации даже если судом она определена.

Одна из серьезных норм – учитывание мнения потерпевшего при освобождении осужденного по УДО. Теперь так же, как и во всем цивилизованном мире, прежде чем принимать решение об освобождении по УДО, суд будет обязан выслушать мнение потерпевшего.

Эта норма уже вызвала жаркие споры, но именно она, по мнению Ольги Костиной, позволит на деле, а не на словах гуманизировать систему наказания: «Неправда, что жертва никогда не простит преступника. Если он проявил волю к возмещению материального вреда, морально раскаялся, совершил действия, направленные на поддержку потерпевшего, то и потерпевший будет вести себя адекватно. Если, при этом, потерпевший будет получать всю необходимую информацию по делу, чувствовать поддержку правоохранительных органов, иметь возможность полноценно защищать свои права, то и его отношение к преступнику будет иным».

Отдельный блок касается детей-жертв преступлений. Часть разработанных положений напрямую перекликается с ратифицированными Президентом России Владимиром Путиным международными документами о защите детей, в том числе от сексуального насилия и порнографии.

«Ребенку необходимо предоставить щадящие условия при осуществлении правосудия, – уверена Ольга Костина. – Должна быть минимизирована кратность допроса. В случае отсутствие средств у родителей ребенка или у его представителей ребенку должен быть предоставлен адвокат. Я надеюсь, что блок закона о защите ребенка-жертвы преступления как можно быстрее заработает».