- 25.02.2011
«Потерпевший должен быть сильным!»
Во всем мире 22 февраля отмечается международный день защиты жертв преступлений. В России, для того, чтобы рассказать о проблемах потерпевших одного дня недостаточно. Ежегодно, правозащитное движение «Сопротивление» при поддержке общественных организаций и органов государственной власти проводит Неделю «В поддержку прав жертв преступлений». Целый ряд мероприятий, организованных в рамках акции, направлен на привлечение к данной теме внимания общества и государства. Впрочем, одного внимания к проблеме недостаточно. В течение двух дней на базе «Сопротивления» работала телефонная «горячая линия» по поддержке потерпевших. Обращения граждан рассматривали представители МВД, Следственного комитета РФ, Генеральной прокуратуры РФ, юристы организации.
Закон «О потерпевших от преступлений»
Равнодушие к положению потерпевших в России – порок власти и общества. Каждый седьмой житель нашей страны подвергался преступным посягательствам. Государственную помощь и общественную моральную поддержку получают единицы из многомиллионной армии жертв преступлений. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что меры государственной защиты потерпевших и свидетелей применяются достаточно редко, особенно те, которые требуют значительных затрат и усилий.
2010 год стал переломным для правоохранительной системы России. Причем, вряд ли этот перелом можно охарактеризовать качественным улучшением ее работы. Расследование жестоких преступлений банды Цапка в станице Кущевская Краснодарского края показало, что гражданам брошен новый чудовищный циничный вызов в лице криминального конгломерата бандитов, представителей правоохранительных органов и органов власти. Сращивание преступности и чиновничества не оставляет шанса гражданину на безопасность и справедливое правосудие в своей стране. Очевидно, что правоохранительные органы решают внутрисистемные задачи. Жертвы преступлений в России, остаются униженными и оскорбленными, оставляя за собой последнее нелегализованное право – право на самосуд.
«В России правами пользуется сильный, – считает журналист, ведущий телепередачи «Однако» Михаил Леонтьев. – У него рука сильнее и кошелек туже. Если государство не вступается за потерпевшего, то с неизбежностью преступление повторяется».
И, действительно, преступник мотивирован и агрессивен. Его защищает целый свод законов и подзаконных актов Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Человек, ставший жертвой преступления психологически и физически подавлен. Его игнорируют в милиции и использует следствие. И в суд потерпевший приходит один, потому что адвокат предусмотрен для насильника, а не для его жертвы.
Очевидно, что защита потерпевших должна опираться на четкую недвусмысленную законодательную базу. Следственным комитетом РФ, Общественной палатой РФ, правозащитным движением «Сопротивление» разработан Проект закона «О потерпевших от преступлений». 21 февраля в рамках Недели «В поддержку жертв преступлений» Член Общественной палаты РФ, лидер правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин и старший инспектор главного организационно-инспекторского управления СК РФ Анастасия Подноскова провели брифинг, на котором представили законопроект широкой общественности.
Закон «О потерпевших от преступлений» устанавливает права, обязанности и ответственность потерпевших от преступлений, определяет принципы защиты и восстановления их нарушенных прав, свобод или законных интересов. Одним из существенных достижений закона является предложение о создании национального компенсационного фонда, который позволил бы государству компенсировать вред, который нанес потерпевшему преступник.
«Закон носит «каркасный» вид, – отметила Ольга Костина. – Он обязательно будет изменяться и дополняться, однако факт того, что он есть уже в таком виде – это большой прогресс для современного российского законодательства».
Российские парламентарии уже успели познакомиться с положениями закона. Первый заместитель Председателя Комитета Государственной думы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев поддерживает его принятие.
«Закон должен более четко прописывать процессуальные права потерпевшего, – считает депутат. – У дознавателей, следователей нет четких инструкций. Например, когда, в какой момент он должен признать потерпевшего потерпевшим. Признание человека потерпевшим дает ему определенные процессуальные права. Более того, эти права необходимо расширить для того, чтобы потерпевший имел право знакомиться с процессуальными документами, мог вносить ходатайства, обжаловать те или иные действия следователей».
«Защита потерпевших должна быть комплексом мер, – уверена Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Наталья Карпович. – Это совместная работа исполнительной и законодательной власти. Нам нужна электронная база, нужны центры поддержки. Они должны работать, как на реабилитацию жертв преступлений, так и на предотвращение преступлений. К сожалению, сегодня человек получает помощь только тогда, когда уже произошло преступление. И получает он ее в лучшем случае на отдельных этапах следствия».
Систему государственной защиты необходимо совершенствовать
Принятие закона «О потерпевших от преступлений» должно изменить принципиальное отношение правоохранительных и судебных органов к потерпевшим. Очевидно, что качественное правоприменение закона возможно только под максимально пристальным общественным контролем. А с правоприменением, как известно, в России всегда были проблемы. Одна из них – реализация закона о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. 21 февраля слушания на эту тему прошли в Общественной палате РФ в рамках Недели «В поддержку жертв преступлений».
Закон гарантирует потерпевшему или свидетелю защиту государства, если существует угроза безопасности его жизни или здоровья. На практике же реализуются отдельные положения закона, в 90% случаев, связанных с личной охраной. Такие формы защиты, как переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности, изменение места работы (службы) или учебы применяются фрагментарно. И причина не в том, что эти меры защиты не востребованы. В России есть закон, но отсутствует правовая база, определяющая порядок выдачи защищаемому лицу полного пакета новых документов и легального внесения новых данных во все информационные базы соответствующих ведомств. Переселение на другое место жительства требует решения вопросов, связанных с имущественными, долговыми и кредитными обязательствами защищаемого лица. Порядок финансирование программы переселения до сих пор документально не утвержден Министерством финансов. Что характерно, деньги у государства есть. В 2010 году на обеспечение мер госзащиты было выделено 127 млн. рублей. Вот только 100 млн. рублей вернулись обратно в казну.
«Закон должен регламентировать перечень и характер уголовных дел, по которым осуществляется защита, – считает и.о. начальника Управления по обеспечению лиц, подлежащих государственной защите МВД России Виталий Белинский. – Ее должен получать тот, кто в ней, действительно, нуждается. На практике очень часто госзащитой пользуются предприниматели для решения своих коммерческих задач».
Участники слушаний обсудили возможные изменения в законодательстве и практике применения закона.
Краснодарские станичники вновь жалуются на бездействие местной власти
Уже доброй традицией в Неделю «В поддержку прав жертв преступлений» становится сотрудничество правоохранительных органов и юристов «Сопротивления». 24 и 25 февраля специалисты «Сопротивления», сотрудники Следственного Комитета РФ, Министерства внутренних дел РФ с 10.00 до 20.00 по телефону отвечали на вопросы граждан России. В течение двух дней на связи с населением находилось 12 юристов.
«Горячая линия» проводилась уже в третий раз. В первый день ее работы поступило порядка 300 звонков.
«По сравнению с прошлым годом увеличился процент «профильных» звонков, т.е. по делам связанным, с уголовным производством, – отмечает старший юрист правозащитного движения «Сопротивление» Александр Кошкин. – Хотелось бы отметить, что все звонки, вне зависимости от характера обращений, зафиксированы и гражданам оказаны консультации. Целый ряд дел мы берем под особый контроль!».
География обращений не меняется. Это Москва и Московская область, Свердловская область, Приморский край. Работа «горячей линии», помимо оказания конкретной адресной помощи, позволяет отследить ключевые проблемы в регионе.
«В Краснодарском крае, например, широко распространен отъем земельных паев, – отмечает Александр Кошкин. – Используются изощренные мошеннические схемы. Люди даже не знают, что у них забрали пай. Много случаев, когда в судебных документах стоят подписи людей уже несколько лет назад умерших. Люди обжалуют такие судебные решения, пишут в прокуратуру, вышестоящие судебные инстанции – все, как об стенку. Умер человек или не умер, краснодарских судей не волнует».
Весьма значительную часть обращений составили жалобы на сотрудников правоохранительных органов и судебных структур.
«Звонки поступают практически непрерывно, – поделился старший инспектор Управления по приему граждан и документационному обеспечению Следственного комитета РФ Юрий Козин. – В основном обращения связаны с ненадлежащим расследованием уголовных дел сотрудниками органов внутренних дел и непринятием мер в органах прокуратуры. Граждане сообщают и о нарушениях федерального законодательства. По каждому обращению будут приняты конкретные меры. Я считаю, что работа подобной «горячей линии» дает более полную картину о нарушении и несоблюдении законов в стране».