Реформа продолжается



Ровно год назад, 1 марта 2011 года, вступил в силу Федеральный закон "О полиции". По сути, именно этот нормативный правовой акт положил начало широкомасштабному и глубокому реформированию органов внутренних дел. Что сейчас происходит в наиболее многочисленной правоохранительной структуре страны, чем вызваны изменения и насколько они успешны, рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете" министр внутренних дел России генерал армии Рашид Нургалиев.

Рашид Гумарович, в ходе реформирования действительно ли удалось осуществить замену старого правоохранительного института на качественно новый? В чем суть этих изменений?

Рашид Нургалиев: Напомню, что начало процесса реформирования МВД России было положено Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева от 24 декабря 2009 года "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации". Активная фаза преобразований началась с 1 марта 2011 года – когда Закон "О полиции" вступил в силу и главой государства были подписаны семь указов, непосредственно определяющих направления реформирования министерства.

Да, 2011 год стал знаковым для построения качественно новой системы МВД. Помимо образования принципиально нового института обеспечения правопорядка – российской полиции, была сформирована законодательная база ее деятельности, проводились мероприятия по оптимизации функций и организационно-штатного построения всей системы.

Проведена внеочередная аттестация личного состава и обновлен кадровый состав, включая руководящее звено, начато преобразование ведомственного кадрового обеспечения.

Кардинально изменена система социальной поддержки сотрудников как во время службы, так и после увольнения.

МВД избавляется от несвойственных функций. Отрыв от основной функции – правоохраны – сведен к минимуму. Продолжается большая работа, направленная на изменение отношения к документации, – сокращение объема отчетных документов до разумного минимума. Это очень важно, поскольку граждан и организации, которые обращаются в органы внутренних дел, в первую очередь интересует конечный результат. К сожалению, до недавнего времени у нас очень часто акценты были расставлены по-иному. Приоритет отдавался отчетной документации, за которой терялся человек и его насущная проблема.

В этой связи в повседневную деятельность органов внутренних дел активно внедряются электронный документооборот, а также передовые технологии, которые помогают существенно повысить эффективность принимаемых мер по защите граждан от преступных посягательств и охране правопорядка. Это закреплено нормативно. В статье 11 Федерального закона "О полиции" определена не просто такая возможность, а обязанность полиции в своей деятельности использовать достижения науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Произошедшие изменения в деятельности министерства наглядно подтверждают, что реформирование было не самоцелью и тем более не ребрендингом милиции в полицию, не сменой вывески.

Проблемы действительно есть, но мы их видим и теперь наша задача – целенаправленно работать по этим точкам, оперативно реагировать и принимать меры по их устранению.

И все же какова основная цель преобразований? Насколько ее удалось достичь?

Нургалиев: Основной целью преобразований, которая была определена главой государства, являлось создание нового правоохранительного института, который отвечал бы всем современным требованиям, эффективно противостоял возникающим угрозам, а также соответствовал социальным запросам и ожиданиям наших граждан. Устарела и прежняя модель взаимоотношений органов внутренних дел и общества, основанная на приоритете государственного принуждения.

Менялся сложнейший институт, остававшийся длительные годы без преобразований, внутри которого объективно накопилось множество изъянов. Многие когда-то результативные конкретные методы, средства, приемы и даже принципы деятельности в некоторой степени утратили свою эффективность. Потребовалось приведение системы функционирования МВД в соответствие с современными концепциями построения органов государственной власти, сделать правоохранительную систему более эффективной, надежной и, естественно, в еще большей степени ориентированной на защиту прав и свобод граждан. Выход был только один – строить новый по содержанию орган охраны правопорядка, отвечающий текущим социальным условиям и коренным образом изменившемуся государству. Таким институтом и стала полиция.

Как известно, в последние годы по милиции, органам внутренних дел в целом был нанесен серьезный информационный удар. По каждой критической публикации нами проводилась служебная проверка. И выяснялось, что не всегда информация была объективной. Да, есть у нас и те, кто позорит честь мундира. И таких сотрудников мы выявляем собственными силами, но многие годы здесь работают люди не за интерес, а за совесть.

Сотрудники органов внутренних дел вписали немало героических страниц в нашу историю. Только за 2011 год зарегистрировано более двадцати тысяч преступлений, совершенных в отношении сотрудников органов правопорядка. При исполнении служебных обязанностей получили ранения 3602 сотрудника органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск. Погибли от рук бандитов 322 сотрудника. Пятерым посмертно присвоены звания Героя России.

Уже сейчас можно говорить о том, что ведомство, еще находясь в стадии преобразования, успешно решает поставленные задачи. Это показало подведение итогов деятельности за 2011 год на расширенном заседании коллегии МВД России.

А были ли глобальные причины, послужившие переходу из милиции в полицию?

Нургалиев: Реформирование органов внутренних дел было обусловлено целым комплексом причин. Прежде всего тем, что граждане Российской Федерации, приняв на референдуме в 1993 году Конституцию, закрепив принципы построения правового и демократического государства, присоединившись к ряду международных конвенций в области защиты прав человека, сделали свой выбор.

Исторические перемены, произошедшие в России за последние два десятилетия, потребовали по-новому определить место и принципы деятельности органов внутренних дел в изменившемся общественно-политическом устройстве государства. Стала очевидна необходимость новой правовой платформы, которая бы отвечала современным реалиям. Действовавший закон "О милиции" неоднократно корректировали, но это не дало желаемых результатов. Он так и не стал документом, отвечающим приоритетам в сфере защиты интересов личности, общества и государства.

Одним из факторов реформы органов внутренних дел послужила и существенно изменившаяся преступность, возникновение новых вызовов и угроз XXI века. Речь идет о терроризме, экстремизме, коррупции и транснациональной организованной преступности, преступлениях в сфере высоких технологий.

Поэтому перед министерством внутренних дел встала задача – реорганизовать ведомство так, чтобы система работала по самым высоким международно-правовым стандартам, по самым современным технологиям, эффективно и профессионально реагировала на новые вызовы и угрозы.

Не менее важным было и поднять престиж органов внутренних дел, существенно повысить авторитет полиции и доверие к ней со стороны населения.

Принципиальное отличие проводимой реформы от всех предшествующих преобразований состояло в том, чтобы создать не очередную модификацию силового инструмента государственного принуждения, а действительно правоохранительный орган, нацеленный на защиту прав и свобод человека, надежно обеспечивающий безопасность личности, общества и государства.

По каким направлениям происходили преобразования?

Нургалиев: Было семь основных направлений процесса реформирования. Во-первых, обновление нормативно-правовой базы. Во-вторых, проведение организационно-штатных мероприятий, направленных прежде всего на освобождение от несвойственных функций, избавление от излишних управленческих звеньев и повышение роли оперативных служб.

Важным направлением стала и гуманизация форм и методов работы полиции, переход взаимоотношений органа правопорядка и общества к партнерской модели, направленной на обеспечение эффективной защиты прав и свобод граждан.

Потребовалось создание и внедрение эффективной системы контроля за деятельностью полиции со стороны гражданского общества. Была проведена внеочередная аттестация всего личного состава, что важно – под руководством президента Российской Федерации. Произошло законодательное закрепление правового статуса сотрудника полиции, внедрение антикоррупционных стандартов и повышение требований к профессиональным и моральным качествам.

И, разумеется, реформа денежного довольствия и повышение уровня социальной защищенности сотрудников и пенсионеров, установление государственных гарантий для членов семей погибших при исполнении служебного долга сотрудников.

Реализация каких из этих направлений вызвала наибольшие трудности?

Нургалиев: Столь радикальная и масштабная реорганизация МВД проводилась в России впервые. Попытки реформирования системы в советское время предпринимались неоднократно. Но эти преобразования затрагивали лишь форму, отдельные сферы деятельности и касались, главным образом, ее оперативно-служебной составляющей. Локальные структурные изменения происходили и в постсоветский период, но и их также нельзя рассматривать как реформы в глобальном смысле этого понятия.

Но, как известно, "начало – это половина любого дела". Поэтому самым сложным, пожалуй, было формирование новой нормативно-правовой базы. Трудности заключались даже не в том объеме работы, который предстояло выполнить, а в том, что в ходе нее закладывался правовой фундамент будущей правоохранительной системы. И права на ошибку у нас не было.

Основой нового полицейского законодательства стали федеральные законы – назову их сокращенно – "О полиции", "О социальных гарантиях…" и "О службе в органах внутренних дел…". Помимо них, обновленную правовую базу деятельности органов внутренних дел составляют 17 указов президента России, 19 постановлений правительства и более 800 ведомственных нормативных правовых актов. И эта работа еще не завершена. О масштабах и качестве нашей нормативно-правовой деятельности говорит та оценка, которую дал президент России Дмитрий Медведев на коллегии по итогам года, отметив, что МВД получило добротную нормативную базу, которой не было никогда, за исключением царского периода.

Принятые акты будут определять направление развития МВД на несколько ближайших десятилетий.

Не повлияло ли отрицательно на борьбу с преступностью сокращение личного состава?

Нургалиев: Процесс реформирования органов внутренних дел не отразился на результатах оперативно-служебной деятельности. В 2011 году сотрудниками органов внутренних дел раскрыто 1 миллион 311 тысяч преступлений, четверть из которых – тяжкие и особо тяжкие.

Повысилась раскрываемость фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей, разбоев, краж. Сотрудниками органов внутренних дел выявлены виновные в совершении 53 тысяч преступлений прошлых лет, из которых более 15 тысяч – тяжкие и особо тяжкие. Выполнен значительный объем разыскной работы. Обнаружено более 100 тысяч преступников. Установлено местонахождение свыше 62 тысяч пропавших без вести.

Что касается сокращения личного состава – действительно, в соответствии с Указом президента от 24 декабря 2009 года "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ" такая задача была поставлена. В течение двух лет общая численность сотрудников была оптимизирована на 20 процентов, что соответствует сегодняшним потребностям государства и общества для выполнения задач обеспечения правопорядка и противодействия преступности.

Решения в каждом конкретном случае принимались руководителями территориальных органов, исходя из имеющегося кадрового потенциала и складывающейся криминальной обстановки. При этом в наибольшей степени сокращению подверглись аппараты управления и непосредственно подчиненные им подразделения, в наименьшей – подразделения, которые несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан от преступных посягательств.

Кроме того, рациональному применению личного состава способствует широкое использование современных технических средств и информационных технологий в охране общественного порядка в целом. Например, с помощью аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в прошлом году было раскрыто 23 тысячи 800 преступлений и 17 миллионов 200 тысяч правонарушений. Он позволяет не просто сократить количество полицейских, задействованных в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, но и поднять эту работу на качественно новый уровень. Представляя собой сложную систему интеллектуального контроля за состоянием оперативной обстановки, личной и имущественной безопасностью граждан, дорожного движения, объектами особой важности, новая система создает условия для наиболее успешного выявления людей, транспортных средств и предметов, находящихся в розыске, раскрытия "по горячим следам" разбоев, грабежей, краж и других преступлений.

Комплекс развернут в 80 областях и регионах. В 366 населенных пунктах функционируют подсистемы видеонаблюдения, в 303 – мониторинга мобильных объектов. На улицах городов и поселков установлено более 119 тысяч камер видеонаблюдения, из которых 81 тысяча напрямую выведена в дежурные части органов внутренних дел.

Таким образом, в ходе реформирования качество правоохранительных государственных услуг значительно повысилось.

Сколько всего было сокращено сотрудников? Какова сегодня численность полиции и МВД России в целом?

Нургалиев: Сокращено свыше 226 тысяч должностей, или каждый пятый сотрудник. Почти наполовину был обновлен высший руководящий состав органов внутренних дел. Кроме того, в порядке ротации поменяли свое прежнее место службы почти 2/3 руководителей высшего звена. Всего же на службу в полицию перешли свыше 875 тысяч сотрудников органов внутренних дел.

Как вы относитесь к тому, что к процессу реформирования МВД был проявлен столь широкий общественный интерес?

Нургалиев: В связи с масштабом проводимых преобразований вполне естественно, что к реформированию было обращено самое пристальное внимание не только экспертного сообщества, но и общественности, средств массовой информации и простых граждан.

Впервые мы с этим столкнулись при обсуждении проекта Закона "О полиции". По инициативе главы государства в период с 7 августа по 15 сентября 2010 года он был представлен для общественного обсуждения в сети Интернет. Это позволило обществу реально участвовать в его доработке. Специально созданный для обсуждения законопроекта сайт посетили более 1,5 миллиона человек. Получено свыше 33 тысяч откликов, большинство из которых были учтены при его доработке. В результате – в Государственную Думу был представлен документ, отражающий позицию юристов, профессионалов-практиков, представителей правозащитных, общественных организаций, мнение граждан.

Общественный интерес к вопросам деятельности органов внутренних дел, оценка со стороны граждан – важнейший показатель эффективности нашей работы. Именно поэтому сегодня внедряются новые критерии оценки деятельности полиции, среди которых одно из центральных мест занимает мнение населения о качестве работы органов внутренних дел.

Работу МВД часто критиковали за пресловутую "палочную систему". Есть ли изменения?

Нургалиев: В свое время так называемая палочная система во многом была обязана всей системе криминальной статистики, которая основывалась на сравнении количественных данных с показателями предыдущего периода. Далеко не всегда такое сравнение являлось обоснованным. И прежний узковедомственный подход, связанный с получением любой ценой благоприятной статистики, уже изменился на критерий эффективной защиты прав и интересов граждан.

В части 6 статьи 9 Федерального закона "О полиции" отражены новые концептуальные подходы, связанные с тем, что при оценке деятельности полиции в первую очередь учитывается общественное мнение.

26 декабря 2011 года подписан соответствующий приказ, утверждающий инструкцию и показатели ведомственной оценки. Теперь о работе полиции мы судим по таким критериям, как эффективность деятельности по ведомственным показателям, результаты исследования общественного мнения, итоги отчетов должностных лиц территориальных органов перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, информирование государственных, муниципальных органов и граждан, результаты инспекторских выездов и зонального контроля.

А эффективность работы территориальных органов оценивается по таким основным направлениям, как обеспечение законности при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, расследование преступлений, предупреждение и пресечение преступлений, качество расследования уголовных дел, возмещение материального ущерба, эффективность исполнения законодательства об административных правонарушениях, обеспечение безопасности дорожного движения.

Приоритет отдается уже не цифре как таковой, а качественной характеристике, результату, который слагается из множества факторов.

Какие задачи поставил президент России перед МВД?

Нургалиев: Президентом России Дмитрием Медведевым на расширенном заседании коллегии МВД России по подведению итогов за 2011 год перед министерством был поставлен целый ряд задач, связанных с повышением эффективности борьбы с преступностью.

Прежде всего министерству необходимо обеспечить качественную работу территориальных отделов и пунктов полиции. Именно они находятся ближе всего к гражданам, оказывают им помощь и содействие. На этом уровне и формируется отношение к полиции. Партнерская модель взаимоотношений полиции и общества, закрепленная в Законе "О полиции", предполагает уважительное отношение, что будет возможным при профессиональном выполнении своих обязанностей, внимательном и доброжелательном отношении к людям.

В связи с этим необходимо максимально укрепить кадровый состав территориальных структур, особенно оперативных подразделений полиции и тех, которые несут службу в общественных местах.

Для органов внутренних дел задачей государственной важности является борьба с коррупцией. В этих вопросах особое внимание глава государства предложил уделить ситуации в жилищно-коммунальной сфере, где злоупотребления, хищения в ряде случаев вышли на уровень "эпидемии".

Полиции необходимо и в дальнейшем укреплять взаимодействие с обществом, со средствами массовой информации, при этом активнее реагировать на расследования, которые ведутся журналистами.

Остро стоит задача по предупреждению и своевременному пресечению актов экстремизма. Нет необходимости убеждать в актуальности этой проблематики для федеративного, многонационального и многоконфессионального государства, которым является Российская Федерация.

Поставлена задача по внедрению принципиально новых методов и форм борьбы с преступностью. Поэтому органы внутренних дел должны быть оснащены высококлассной техникой и специалистами, способными эффективно ее использовать.

В целом же перед МВД стоит важнейшая задача – эффективно защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, противодействовать преступности, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность.

Времени на раскачку у нас нет. Общество ждет от полиции реальной отдачи и конкретных улучшений.

 

Михаил Фалалеев,"Российская газета"