- 21.11.2012
Революция для потерпевших
Грядет еще одна серьезная реформа: в Госдуму внесен законопроект, направленный на защиту прав потерпевших от преступлений. Дискуссии о недостаточных правах пострадавшей стороны ведутся специалистами уже давно – причем не только в России, но и в Западной Европе…
В новом проекте, среди прочего, предлагается информировать потерпевших о том, когда осужденный преступник будет этапирован в колонию и освобождаться из нее, отсидев свой срок; потерпевшие получат право просить суд об установлении административного надзора над освобожденными из колонии и наравне со следователем влиять на вопрос об избрании меры пресечения для обвиняемых… Также особое внимание уделено защите прав несовершеннолетних жертв преступлений. «МК» внимательно изучил грядущие новации.
Автор законопроекта – глава думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая – сообщила журналистам, что инициативу поддержал «лидер «ЕР», глава правительства Дмитрий Медведев» и речь идет о «консолидированной позиции» партии. Все меры, предложенные в документе, были обсуждены на совещании с участием представителей всех заинтересованных ведомств, сказала г-жа Яровая. По ее словам, законопроект направлен на «гуманизацию уголовного и уголовно-процессуального законодательства» – сейчас оно неоправданно ограничивает права потерпевших.
«Потерпевшим» УПК считает гражданина, которому в результате преступления причинен физический, моральный или имущественный вред, и юрлицо, которому причинен вред репутационный или имущественный. Предлагается присваивать такой статус с момента возбуждения уголовного дела (действующий закон позволяет делать это на любой стадии процесса). Одновременно расширяется перечень документов, копии которых жертва преступления имеет право требовать и получать: к постановлениям о возбуждении или прекращении уголовного дела и приговоров добавляются постановления о привлечении в качестве обвиняемого и «иные документы», затрагивающие ее, жертвы, интересы.
На суде гражданин потерпевший сможет не просто сидеть и, ахая, слушать, но и «возражать против вынесения приговора без судебного разбирательства». И вопрос об избрании меры пресечения без потерпевшего решен быть не может: его мнение предлагается отнести к обстоятельствам, которые суд обязан учитывать наряду с мнением следователя. Это «будет способствовать исключению оказания подозреваемым или обвиняемым давления на потерпевшего», говорится в пояснительной записке к законопроекту. Если в результате обвиняемый заключен под стражу, потерпевшему должны предоставить информацию о месте его содержания.
Когда дело дойдет до приговора, судья может обязать органы исполнения наказания «в обязательном порядке» сообщать потерпевшему о прибытии осужденного в колонию или тюрьму, о его освобождении (не позднее чем за 30 дней), о переводе его из одной колонии в другую. Это дает «дополнительные возможности в обеспечении безопасности», считает автор. По просьбе жертвы суд вправе принять решение об установлении административного надзора над освобожденным из колонии преступником (в день прекращения надзора потерпевшего обязаны предупредить об этом).
Уклонение от возмещения вреда потерпевшему может стать причиной замены условного наказания на реальный срок.
Если потерпевший погиб в результате преступления, сейчас его права переходят к «одному из близких родственников». Предлагается расширить круг лиц, которые могут представлять интересы жертвы, – за счет тех родственников или близких лиц вообще, которым причинен ущерб насильственной смертью.
Особенно подробно прописаны в законопроекте положения, направленные на защиту прав потерпевших детей. Срок административного надзора в отношении лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и вышедших на свободу, может составить 25 лет, а в отдельных случаях – быть пожизненным. Малолетним жертвам сексуального насилия обещан бесплатный адвокат. Финансово-экономическое обоснование сообщает, что на это из региональных бюджетов потребуется в общей сложности 1 млрд 328 млн рублей.
Если следователь, дознаватель или судья сочтут, что законный представитель ребенка (как правило, родитель или опекун) действуют не в его интересах, они вправе будут, например, поставить вопрос об отстранении пошедшего на сделку с обвиняемым и назначении другого представителя.
Разглашение данных о частной жизни участников уголовного производства вообще и данных о частной жизни несовершеннолетних в возрасте до 16 лет категорически не допускается. Чтобы спасти детей от необходимости еще и еще раз рассказывать об обстоятельствах совершения преступления, предлагается записывать их показания на видео, хранить эти записи в уголовном деле и просматривать их в суде. Ребенка же опрашивать по новой лишь при наличии дополнительных вопросов…
Статью УК, карающую за нарушение неприкосновенности частной жизни, предполагается дополнить: распространение в публичном выступлении, СМИ, Интернете сведений о личности несовершеннолетнего потерпевшего, его изображение, а также описание его страданий или мучений без согласия самого потерпевшего и его законного представителя обещает штраф до 200 тыс. руб. или даже лишение свободы на срок до 2 лет. Если жертве меньше 16 лет, публикация такого рода сведений невозможна в принципе, даже с согласия ребенка или его родителей: наказание – вплоть до лишения свободы на срок от 2 до 4 лет…
Попутно сокращается перечень статей УК, обвиняемые по которым имеют право на суд присяжных: законопроект предлагает лишить возможности выбора (или профессиональный суд, или «народный») тех, кто совершил изнасилование или насильственное действие сексуального характера в отношении несовершеннолетних или с тяжкими последствиями. Почему? Мнение о показаниях несовершеннолетнего должно формироваться с учетом специальных знаний о психологических возрастных особенностях, считает автор. Судьи, по ее мнению, такие особенности учесть в состоянии, а присяжные – почему-то нет.
Марина Озерова, Московский Комсомолец № 26098