Страшней всего погода в доме



Страшней всего погода в домеСемейное насилие – «эпидемия XX века». Очень часто подобное определение звучит в отношении СПИДа, голода, нищеты. Наверное, нет такой сферы жизнедеятельности  человечества, в которой не было бы своей «эпидемии». В череде криминальных драм, семейное насилие иначе как «эпидемией» не назовешь. Проблема подобна ОРЗ – каждому человеку оно мешает, но никто не хочет его целенаправленно лечить. Однако, хотелось бы того или не хотелось, каждому из нас рано или поздно все же приходится отвечать на гамлетовский вопрос: «Лечить или не лечить?». А если лечить, то как? На эти и другие вопросы в своем расследовании попыталась ответить Анна Иванова.

Мой самый родной и близкий … тиран

С наступлением Года семьи в России стали внимательнее присматриваться к атмосфере в наших «ячейках общества». И атмосфера эта, надо сказать, порой шокирует даже самых опытных сотрудников правоохранительных органов. Жестокость и изощренность, с которой родители наказывают детей, мужья – жен, а старшие братья и сестры – младших, заставляет содрогнуться и сильную половину населения. Но еще больше пугает тот факт, что мы уже привыкли к проявлениям насилия в семье, с которыми сталкиваемся почти постоянно.

Придя вечером домой с работы, мы, спокойно попивая чай, смотрим по телевизору новости, пестрящие событиями вроде: «Отчим в течение нескольких лет насиловал падчерицу-школьницу» или «Двенадцатилетний сын убил пьяную мать кухонным ножом». При этом мы недовольно жалуемся домочадцам или соседям, что сегодня утром нас опять разбудили вопли ребенка, грохот мебели или крики женщины, доносящиеся из соседней квартиры. И при этом нам не приходит в голову, что этим людям нужно как-то помочь разобраться в ситуации, попытаться защитить их. И даже не столько потому, что мы такие черствые и бессердечны эгоисты – окружающая действительность делает нас такими.

В большей степени проблема в том, что, при сегодняшнем состоянии законодательной системы, человек, знающий о  насилии в соседней семье, жертвам этого насилия по закону фактически ничем не помочь может. Все потому, что статьи, по которым можно привлечь домашнего тирана к ответственности, в большинстве своем являются статьями частного обвинения. Это значит, что дело может быть возбуждено только по заявлению самого потерпевшего. Поэтому от жалоб соседей в местные правоохранительные органы толку мало. Если жертва запугана и из-за этого отрицает, что преступные действия ее родственника имеют место, этому родственнику, как говорится, все нипочем. Часто бывает, что женщине в принципе не приходит в голову жаловаться куда-то на побои мужа, для нее важнее, чтобы общественность не узнала о таких вот «разладах». Особенно в том случае, когда она сама выросла в подобных условиях. Если, например, девочка с раннего детства видит, как ее папа избивает маму, она растет с уверенностью, что семейное насилие – явление совершенно нормальное для любой семьи. Получается, она изначально готова к тому, что муж будет ее бить. И если она выходит замуж именно за такого человека, то просто считает, что должна терпеть все, только чтобы окружающие считали их семью благополучной, чтобы не поползли слухи. Ну а муж, тем временем, продолжает тиранить ее и, быть может, детей, сколько ему вздумается, и при этом остается совершенно безнаказанным. И ведь мы не знаем точно, сколько таких тиранов мелкого масштаба ходит среди нас ежедневно…

Цифрой делу не поможешь

О количестве тиранов и их жертв не знаем не только мы, простые граждане России. Точные цифры не могут назвать ни правоохранительные органы, ни госструктуры, ни правозащитные организации. Статистика очень приблизительна и данные ее, приведенные одними источниками, всегда существенно рознятся с данными других. Общественные организации, занимающиеся проблемой семейного насилия, сообщают, что каждый год более 36 тысяч женщин и около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет подвергаются регулярным избиениям со стороны родственников.  По данным Международной амнистии, более 14 тысяч женщин погибает от рук своих мужей и сожителей. Европейское регионального бюро ВОЗ сообщает, что таких жертв в России от 12 до 16 тысяч.

По данным МВД, две трети умышленных убийств и причинения тяжкого вреда здоровью обусловлены семейно-бытовыми мотивами.  А насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье.

МВД также сообщает, что более 50 тысяч детей и подростков в течение года убегают из дома, в прямом смысле спасая свою жизнь. По данным правозащитного движения «Сопротивление», ежегодно сексуальному насилию подвергаются около 7 тысяч детей.

Приведенные цифры, сколь шокирующими бы они ни были, все равно не отражают полной картины. Причина все та же – подавляющее большинство потерпевших от семейного насилия скрывают ужас, в котором им приходится жить, и даже не пытаются с ним бороться или хотя бы как-то защитить себя. Это происходит потому, что жертва всегда боится. Кто-то боится, что попробуй он сопротивляться, будет еще хуже, кто-то боится огласки, а кто-то винит в происходящем самого себя и боится быть обвиненным другими. Именно поэтому, самое главное, нужно научить людей не молчать, не подчиняться безропотно зверству, а уметь об этом зверстве заявить, понять, что это единственный способ вырваться из кошмара.

География насилия

Вспышки домашнего насилия происходят в самых разных уголках страны. Не так давно волна бытовых убийств прокатилась по Черниговской области. Из ста восьми убийств и нанесений тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего, совершенных за прошлый год, более сорока преступлений – это убийства в семьях. В Кировской области в 2007 году по факту причинения тяжкого вреда здоровью на бытовой почве оформлено 1130 протоколов. В средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о том или ином инциденте домашнего насилия. Участники инцидентов поражают кровожадностью. В конце 2006 года жительница Липецкой области, устав от сексуальных домогательств мужа, выбила ему глаз и проломила черепную коробку молотком. Таким образом, по словам 46-летней женщины, она отомстила ему за родную дочь и племянницу, которых он хотел изнасиловать. В подмосковном Ногинске 74-летний пенсионер зарубил 19-летнюю внучку топором. По словам соседей, ни убитая, ни ее дед нигде не работали и часто ссорились. В конце 2004 года в Приморском крае 14-летняя девочка кухонным ножом зарезала отчима, который пытался ее изнасиловать. Годом позже в Омске таким же способом 13-летний мальчик убил отчима, избивавшего его мать.

Страшней всего погода в доме20 февраля 2008 года в Правозащитное движение «Сопротивление» совместно с МВД России провело «круглый стол» «Год семьи в России. Нет семейному насилию. Нет насилию над детьми». В дискуссии приняли участие влиятельные представители госструктур и известные общественные деятели. Семейное насилие – еще недавно запретная тема, на этот раз обсуждалась открыто и без умалчивания  шокирующих фактов.

К сотрудникам правозащитного движения «Сопротивление» жертвы семейного насилия обращаются очень часто. В октябре прошлого года специалисты движения оказали помощь женщине, которую регулярно избивает сожитель ее дочери. Дочь имеет алкогольную зависимость и даже не пытается защищать мать, а только потворствует извергу. Другая женщина, обратившаяся весной прошлого года, подвергается избиениям со стороны бывшего мужа. Видимо, таким образом супруг пытается разрешить старые разногласия. А после попыток потерпевшей обратиться в милицию его ярость только усилилась – он несколько раз очень серьезно избил бывшую жену. Теперь женщина боится обращаться в правоохранительные органы. А двух пенсионеров из Московской области грозится убить их собственный сорокалетний сын. Безработный и страдающий алкоголизмом, взрослый мужчина живет с родителями и постоянно их избивает. Пожилые люди бояться оказывать сопротивление, а сын продолжает грозиться убить их и отобрать квартиру. Продолжать перечисление таких инцидентов можно бесконечно. Но не лучше ли подумать о том, как остановить эту кровавую лавину.

Есть ли панацея?

Именно об этом задумались в начале Года семьи чиновники, силовики и общественники. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев, выступая на «круглом столе» «Год семьи в России. Нет семейному насилию. Нет насилию над детьми», предложил организовать специальные реабилитационные службы, где жертвам домашних тиранов будет оказываться психологическая поддержка и где они смогут найти временное пристанище в случае, если дальнейшее пребывание в семье представляет угрозу для жизни. Помимо этого, считает Нургалиев, нужно создать специализированный информационный центр, включающий «горячую» телефонную линию для приема сообщений о насилии в семье, а также Интернет-портал с подобной тематикой. По мнению министра, заниматься выявлением жертв домашнего насилия и их реабилитацией должны правозащитные организации, а также ветераны органов внутренних дел. Но те, в свою очередь, уверены, что таких мер явно недостаточно. Нужна специальная государственная программа, включающая в себя обязательную реформу правовой системы в этой сфере. Действительно, оптимально и результативно организовать борьбу с семейным насилием можно только при совокупности общественных гражданских и государственных инициатив.

Страшней всего погода в домеПоказателен в этом смысле опыт зарубежных стран. На западе насилие в семье, конечно, не искоренили, но смогли добиться существенных результатов. В Норвегии, например, женщины могут вместе с детьми укрыться от отца-деспота в одном из 50 кризисных центров страны. Там они бесплатно получат помощь адвоката, врача, социального работника. Более того, если женщине есть чего опасаться дома, местная полиция снабжает ее крошечным передатчиком с «тревожной» кнопкой. Приборчик крепится прямо на одежду, и в случае разгорающегося скандала жертва нажимает на кнопку, после чего в течение считанных минут наряд полиции оказывается у нее дома. Такие меры позволили сократить общее количество «трудных» семей по стране до 100 тысяч. В США в прошлом году из федерального бюджета на программу по предотвращению семейного насилия и помощи жертвам было выделено $382,5 млн.  Благодаря этому 53,2 тысячи жертв смогли получить помощь.

В Австралии борьбу с домашним насилием ведут весьма и весьма нестандартно. Для привлечения внимания людей к проблеме насилия над женщинами в семье рекламное агентство «BWM Sydney» выпустило буклет, обложку которого украшало изображение женской шеи. Когда человек берет буклет в руки, складывается впечатление, что он взял женщину за горло. Это, по мнению австралийских экспертов должно оказывать существенное психологическое воздействие на людей и тем самым привлечь широкое внимание к проблеме.