Время определить приоритеты



Руководителю фракции «Единая Россия», заместителю    Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.А. ВАСИЛЬЕВУ

Уважаемый Владимир Абдуалиевич!

Обращаюсь к Вам как к лидеру фракции Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу прохождения в нижней палате парламента отдельных законодательных инициатив, имеющих высокую общественную значимость.

Речь идет о проекте федерального закона № 173958-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве», внесенном 19 ноября 2012 года в Государственную Думу Федерального Собрания  Российской Федерации депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, А.Б. Выборным, Т.К. Агузаровым, А.Н. Хайруллиным, В.В. Гутеневым, Ш.Ю. Саралиевым, В.Ф. Звагельским, Д.В. Волковым, В.В. Ивановым и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.И. Александровым, Л.Н. Боковой.

В законопроекте предлагается существенно укрепить процессуальный статус потерпевшего от уголовного преступления, создав тем самым необходимые условия для реализации принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве. Предлагается также ввести целый комплекс дополнительных мер защиты прав несовершеннолетних потерпевших, закрепляющий особенности производства допроса и других следственных действий с участием несовершеннолетнего, привлечение адвоката на бесплатной основе, запрета на распространение информации о несовершеннолетнем и др.

16 ноября 2012 года состоялось совещание при Председателе Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеве по вопросу «Об усилении мер государственной защиты прав несовершеннолетних потерпевших», на котором указанный законопроект был поддержан профильными министерствами и ведомствами.

В документе отражены положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве», указывающего, что «важной функцией уголовного правосудия должна быть охрана законных интересов потерпевшего, уважение его достоинства, повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию» и, что «уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений». Учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в части о том, что права потерпевшего переходят не к одному, а к близким родственникам погибшего, что потерпевший имеет право на подробную информацию о ходе следствия, уведомляется об освобождении осужденного от отбывания наказания и т.п.

Законопроект также поддерживается Следственным комитетом Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, эксперты которой принимали непосредственное участие в разработке его положений. Его принятия ждут следственные и судебные органы на местах.

По состоянию на март 2013 года в ответственный Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поступили отзывы, предложения и замечания на законопроект (срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет 12 марта 2013 года) и он был готов к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении. Сам Комитет планировал его рассмотреть на своем заседании 18 марта 2013 года, но, по непонятным причинам, законопроект на заседании Комитета не рассматривался.

Необходимо отметить, что позиция непосредственно председателя Комитета П.В. Крашенинникова по законодательным инициативам, так остро востребованным обществом, в очередной раз вызывает изумление, поскольку она диаметрально противоположна политической воле руководства Российской Федерации и идет в разрез с ожиданиями общества.

Через Комитет П.В. Крашенинникова неоднократно проходили инициативы, согласно которым, например, такие преступления как умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, и некоторые другие преступления против личности, теперь являются преступлениями небольшой тяжести, за совершение которых, в соответствии с действующим уголовным законодательством, преступника теперь можно освободить от уголовной ответственности. Эксперты, ведущие ученые-правоведы, общественность взывали к необходимости соответствия социальным реалиям предлагаемых изменений Уголовного Закона. Однако эта часть законопроектов «прогонялась» через Комитет П.В. Крашенинникова в предельно сжатые сроки и без учета мнения экспертного сообщества.

И сейчас Президент Российской Федерации в очередной раз подтвердил очевидные для всех вещи на расширенном заседании Коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В.В. Путин подчеркнул, что «у преступников появляется возможность уйти от правосудия, от заслуженного наказания» и, что «пострадавшие граждане, их семьи не получают защиты, справедливость не восстанавливается». Однако рассмотрение законопроекта откладывается на неопределенный срок.

И это на фоне того, что существующие пробелы в законодательстве не позволяют правоохранительным и судебным органам эффективно восстанавливать нарушенные права потерпевших, в особенности несовершеннолетних, защищать их. И это порождает в обществе неверие в эффективность деятельности органов государственной власти.

Более того, данное решение вызывает, как минимум, удивление на фоне того, что реализация предусмотренных законопроектом положений в значительной степени позволит защитить несовершеннолетних от преступных посягательств и позволит Российской Федерации приблизится к международным стандартам, создать условия более комфортного нахождения несовершеннолетнего в рамках уголовного судопроизводства. Это касается, в первую очередь, Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (принята Комитетом Министров Совета Европы 12 июля 2007 года), Рекомендации Комитета Министров Совета Европы по правосудию, дружественному к ребенку (приняты Комитетом Министров 17 ноября 2010 года на 1098-ой встрече заместителей Министров).

Стоит отметить, что необходимость предлагаемых изменений по защите потерпевших обусловлена и статистикой преступлений.

В настоящее время регистрируется менее 2,5 миллионов преступлений в год, и по данным Генпрокуратуры России, это ничтожная цифра в сравнении с реальной. Ежегодно в органы внутренних дел поступает свыше 20 млн. обращений и заявлений от граждан. При этом рассматривается заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях больше, чем в предыдущие годы. Так в январе – декабре 2012 года органами внутренних дел рассмотрено 26,24 млн., что на 6,6% больше, чем за двенадцать месяцев 2011 года. Каждое второе (46,6%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления. Организованными группами или преступными сообществами совершено 17,3 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений, что на 2,4% больше, чем в 2011 году, причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий увеличился с 5,2% в январе – декабре 2011 года до 5,7%. Согласно статистке ежегодно в стране от рук преступников погибают около 40 тысяч человек, около 50 тысяч получают тяжкий вред здоровью.
 
В целом, если откинуть ложные сообщения, ежегодная цифра преступности в России колеблется от 11 до 15 миллионов совершенных преступлений. При этом количество граждан, пострадавших от тяжких преступлений, – от 2 до 3 миллионов человек в год.
 
Общество с тревогой отмечает рост количества преступлений против несовершеннолетних, совершаемых в нашей стране. В отношении несовершеннолетних только за 9 месяцев 2012 года следователями Следственного комитета возбуждено 10 990 уголовных дел о преступлениях в отношении несовершеннолетних, из них по убийствам – 428 дел, по ст. 111 УК РФ – 322 дел,  в том  числе по ч. 4 ст. 111 УК РФ – 40; по ч.ч. 3, 4 ст. 131 УК РФ – 990 ; по ч.ч. 3, 4 ст. 132 УК РФ – 1 887; ст.ст. 134, 135 УК РФ – 2 108.

По уголовным делам, находившимся в производстве следователей Следственного комитета, признаны потерпевшими от преступных посягательств 14 259 несовершеннолетних. Из них в возрасте до 1 года – 563 ребенка; с 1 года до 5 лет  743; с 5 до 10 лет – 1 924; с 10 до 14 лет – 3 843; с 14 до 18 лет – 7 186. Для сравнения – в 2010 году признаны потерпевшими от преступных посягательств 4 175 несовершеннолетних. Из них в возрасте до 1 года – 322; с 1 года до 5 лет – 329; с 5 до 14 лет – 1859; с 14 до 18 лет – 1 665. Значительное увеличение преступлений налицо. За 9 месяцев 2012 года в Российской Федерации от преступных посягательств погибло 1 292 несовершеннолетних.

Вероятно, данная статистика не пугает П.В. Крашенинникова и не подвигает его как депутата, которому доверились российские избиратели, и как главу Комитета, ответственного за продвижение уголовной политики Российской Федерации к принятию соответствующих решений.
 
С учетом изложенного, я как доверенное лицо Президента Российской Федерации В.В. Путина, как руководитель профильной общественной организации, которая занимается вопросами поддержки жертв преступлений уже более 7 лет, не понимаю, какие ставит перед собой приоритеты Государственная Дума в принятии законов. Непонятно,  почему на посту руководителя ответственного Комитета Государственной Думы Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству находится человек, который занимает антигосударственную и антинародную позицию.

Уважаемый Владимир Абдуалиевич! С учетом изложенного, прошу Вас о поддержке фракцией проекта федерального закона № 173958-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» и содействии в его оперативном рассмотрении и принятии Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

С уважением,

Доверенное лицо Президента РФ, член Общественной палаты РФ, руководитель правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина