Матвей Гончаров: «Меры по защите детей от половых преступлений можно и нужно усилить»



alttext

Исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений Матвей Гончаров

Исполнительный директор ФПП Матвей Гончаров озвучил в Telegram-канале «Статья 52» позицию Фонда о принятии федерального закона о привлечении педофилов к пожизненному сроку заключения и усилению ответственности за подобные преступления.

18 января 2022 года нижняя палата российского парламента приняла знаковый Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации», который позволит привлекать к уголовной ответственности не только рецидивистов, но и лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних впервые, если они совершены в отношении 2 или более несовершеннолетних или если они сопряжены с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления против личности. Инициатива горячо обсуждалась самими политиками и закон приняли быстро.

Матвей Гончаров, исполнительный директор ФПП:

Безусловно, мы поддерживаем принятие данной крайне актуальной законодательной инициативы, так как это имеет не только практический, но и профилактический смысл, поскольку строго контролируемая изоляция не допустит совершения особо опасными преступниками, в первую очередь рецидивистами, новых преступлений.
Вообще, сложно говорить и писать о подобном, не испытывая эмоций. И, казалось бы, многое в решении проблем защиты детей, особенно когда это касается профилактики преступлений, крайне очевидно. Многие проблемы и пути их решения лежат на поверхности, по сто раз предложены, обсуждены и поддержаны не только экспертами, но и профильными органами власти. Но принимаются они, как правило, крайне сложно, с постоянными откладываниями, даже баталиями, и далеко не всегда в той редакции, в которой они были изначально поддержаны экспертами. Примеров этому достаточно, к сожалению.

Если обратиться к современной истории вопроса, то мы увидим, что данная проблематика активно поднимается, начиная с 2007 года. При разных органах власти формировались различные рабочие межведомственные группы, в которые, в том числе, входили и представители нашей организации.

Практически 10-летие назад при нашем участии был сформирован пакет законодательных предложений, которые мы пытались донести до субъектов права законодательной инициативы. Несмотря на всяческую поддержку, мы испытывали и определённое противодействие, которое не позволяло принимать адекватные комплексные законодательные инициативы.

Применительно к административному надзору удалось совместными усилиями разработать и принять Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» 2011 года, который не содержал многие важные предложения, но стал явным прорывом для российского законодателя. Некоторые из предложений были слишком новаторскими и радикальными для российской уголовно-правовой системы.

К сожалению, общество и тогда сотрясали громкие трагические события криминального характера, в том числе, совершение изнасилований и убийств ранее неоднократно судимыми за особо тяжкие преступления против несовершеннолетних. Однако это не служило никаким толчком к действию.

Сейчас же время (вероятно) пришло. Мы наблюдаем всплеск политической активности и выступлений депутатского и сенаторского корпуса, которые все сводятся к тому, что необходимо заниматься не столько ужесточением ответственности (что с одной стороны правильно), сколько вопросами профилактики и административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, ранее совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления против несовершеннолетних. Это, безусловно, плюс. И мы будем ждать дальнейшего продолжения активных действий от субъектов права законодательной инициативы.

Как мы видим, случаи совершения ранее и сейчас новых преступлений такими лицами свидетельствуют о том, что существующих пенитенциарных мер и мер административного надзора, применяемых в отношении таких лиц, явно недостаточно. Их не было достаточно в рамках судебных ограничений, их недостаточно и в рамках существующего административного надзора.

С высоких трибун в очередной раз говорят о необходимости его совершенствования. Но мы пойдём дальше и скажем, что необходим в целом пересмотр института административного надзора.

Как показал анализ судебных постановлений, в отношении указанных лиц, освободившихся из мест лишения свободы, чаще всего устанавливаются меры административного надзора в виде: запрета посещения мест, установления ограничений для перемещений, а также необходимости отмечаться в органах правопорядка несколько раз в месяц. Очевидно, что это даже не полумера.

Что мы в этой связи предлагаем, исходя из нашей практики:

– проработать вопросы усиления административной и уголовной ответственности для поднадзорных лиц;

– в порядке административного надзора запретить подобным лицам заходить (находиться в непосредственной близости) в школы, детские сады, детские поликлиники, лагеря, дворцы культуры и т.п.; обязать информировать полицию о смене не только места жительства, но и контактных данных; в определенных случаях запретить пользоваться сетью Интернет, мессенджерами и другими средствами удаленной коммуникации;

– внедрить различные технические средства круглосуточной фиксации и надзора за поднадзорными лицами (например, электронные браслеты);

– предусмотреть право для потерпевшего на «охранный ордер», который в ряде зарубежных стран доказал свою эффективность;

– предусмотреть меры, запрещающие публичное раскрытие информации (в СМИ, социальных сетях и т.п.), прямо или косвенно указывающей на личность потерпевшего, и соответствующие меры ответственности за их нарушение;

– создать единую всероссийскую базу лиц, имеющих судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних;

– ввести обязательную геномную регистрацию лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних и имеющих психическое расстройство (педофилия, эфебофилия и пр.).

ФПП