То, о чем всерьез начали говорить еще более года назад, наконец свершилось. Две самостоятельные службы — Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба — вернулись в структуру МВД. О соответствующем решении сегодня, собрав руководителей перечисленных ведомств, сообщил президент РФ Владимир Путин.
Следует отметить, что до создания в 2003 году Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), основная тяжесть борьбы с наркотиками лежала именно на МВД. В структуре милицейского ведомства было Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и его территориальные подразделения. После расформирования этого главка были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Сейчас, по некоторым данным, предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Не исключается также воссоздание антинаркотического главка в структуре МВД.
Что касается ФМС, то еще до появления этой службы, функции по противодействию нелегальной миграции также были возложены на МВД. Позднее ФМС выделили, но подчинили руководству МВД. И только в 2012 году миграционная служба отправилась в «свободное плавание» — подчиняться руководитель службы стал напрямую правительству РФ.
Впервые о том, что ФСКН и ФМС вернутся в МВД, заговорили еще в конце 2014 года. Называлась даже конкретная дата ликвидации ведомств — 1 марта 2015 года. Однако руководству этих служб удалось продлить срок жизни своих ведомств. Для этого они даже пошли на небывалые ранее сокращения сотрудников в своих рядах.
О том, что наркополицейским и миграционщикам следует вернуться под «крышу» МВД заговорили опять в конце прошлого месяца — сразу после заседания Совета Безопасности РФ. Секретарь Совбеза Николай Патрушев после заседания признался журналистам, что предложения о передаче МВД функций ФМС и ФСКН на заседании звучали.
Он отметил, что ФМС не обладает правом ведения оперативно-розыскной деятельности. «Они просят, чтобы это право у них было, им это право не предоставляют, потому что и так достаточно ведомств, которые этим занимаются», — пояснил секретарь Совета безопасности.
«Говорили о том, что вот эта работа, которую проводит Федеральная миграционная служба и ее сотрудники, не совсем эффективна. Такие мнения звучали, и, в общем, не только про ФМС, но и про эффективность деятельности ФСКН, потому что на основе нелегальной миграции, в том числе, незаконное распространение наркотиков. Говорилось и о том, что все-таки большую часть преступлений раскрывает МВД, и они во многом дублируют эту работу, поэтому были предложения о том, чтобы миграционную службу и ФСКН занести в МВД», — рассказал Патрушев, в завершение подчеркнув, что «пока никаких решений принято не было».
Теперь, как мы видим, решение все-таки приняли.
Бывший следователь центрального аппарата ФСБ, а ныне адвокат Антон Соничев отмечает, что данное решение целесообразно в первую очередь с точки зрения экономии бюджетных средств. «По предварительным оценкам, это позволит сократить расходы бюджета примерно на 30 млрд рублей, что в непростых экономических условиях весьма актуально. Также высока вероятность, что сотрудники ФСКН и ФМС в составе МВД будут работать более оперативно и эффективно, чтобы доказать свою профпригодность новому начальству», — отметил эксперт.
Кроме того, по словам Соничева, на эффективности работы должны сказаться новые связки между коллегами внутри МВД. «Так, в частности, участковые обладают гораздо большим объемом информации о нелегальных мигрантах и местных наркоманах, нежели сидящие в кабинетах сотрудники. Оперативники полиции также знают многое о местных наркоманах и их группировках, и теперь станут более охотно делиться этой информацией со своими новыми коллегами», — пояснил «Российской газете» адвокат.
«Эта идея однозначно положительная, поскольку до революции МВД объединяло множество функций — жандармерию, таможенную службу, тайную канцелярию и многие другие, и это не мешало единому органу выполнять свою работу», — прокомментировал «Российской газете» изменения в структуре МВД профессор Академии МВД России Иван Соловьев.
Несомненными плюсами такой структуры, по его словам, было то, что функционирование в единой системе сплачивало всех служащих. «Был единый уровень заработных плат, единые выплаты по выслуге лет, это также не создавало конкуренции в системе. В итоге МВД было мощнейшим министерством XIX — начала XX веков, которое последним пало под ударами революции», — отметил эксперт.
Приветствует изменения и глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. По его словам, переподчинение ФСКН и ФМС — концептуальное решение, которое позволит избежать дублирования функций в этих ведомствах и выстроить более четкую координацию работы. По мнению сенатора, консолидация охраны общественного порядка, борьбы с незаконным оборотом наркотиков в одном министерстве будет способствовать «более строго выстроенной вертикали и координации деятельности в этих направлениях».
Вполне оправданным ранее называл упразднение наркоконтроля и Александр Михайлов, являвшийся в свое время поочередно генералом МВД, ФСБ и ФСКН. По его мнению, функции борьбы с наркотиками внутри страны надо вернуть МВД, где создать отдельный департамент или главк, а борьбу c международным наркотрафиком поручить ФСБ.
Кроме того, Михайлов считает, что многие контрольные функции — например, контроль за оборотом наркосодержащих лекарств и промышленных прекурсоров — вполне могут быть отданы Минздраву и Минпрому, которые могли бы тесно взаимодействовать с правоохранителями при выявлении нарушений.
Иван Петров, Российская газета