Галина Дорошенко: “О правах и бесправии”



В Госдуме в первом чтении приняты поправки в закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", которые предполагают ограничение пребывания детей без родителей в ночное время на улице и в общественных местах. Однако они вызвали множество вопросов: будет ли реальная польза от этого закона, не нарушим ли мы права ребенка? Комментарии Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае Галины Дорошенко. (Фото: Владимир Аносов)  

Полгода назад аналогичный закон "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" начал работать в крае. И поначалу тоже всех взбудоражил. Статистика же такова: с его введением на Кубани более чем на четверть снизилось число совершенных подростками грабежей и краж, почти наполовину – количество преступлений с их участием в ночное время.

Не соглашусь с тем, что так называемый "детский закон" нарушает конституционные права ребенка на свободу передвижения. Есть главное право наших детей на жизнь, здоровье, нормальное нравственное развитие. Безнадзорность приводит к тому, что они попадают в ДТП, тонут в реках, гибнут от рук насильников, сбиваются в преступные "стаи". Запрет на пребывание несовершеннолетних в ночное время в барах, развлекательных клубах, заведениях для азартных игр содержится и в 31-м пункте международной "Конвенции о правах ребенка", принятой в 1992 году и подписанной Россией. Но есть еще одна важная проблема, остающаяся до сих пор без внимания законодателей. Значительно увеличилось число родителей, привлеченных к уголовной ответственности за жестокое обращение с собственными детьми. За шесть лет – почти наполовину. Чаще всего именно жестокость в семье вынуждает несовершеннолетних бежать из дома. И подобное будет происходить до тех пор, пока мы не изменим 156-ю статью УК РФ, которая за жестокое обращение с ребенком карает гораздо мягче, чем статья 245-я того же кодекса за жестокое обращение с животными. В российском законодательстве до сих пор нет четкого определения, что же считать "жестоким обращением с несовершеннолетним". Мало того, даже в тех случаях, когда опекуна или родителя суд признал виновным в совершении тяжкого преступления в отношении несовершеннолетнего, он, отсидев положенное, снова возвращается к своей жертве на одну жилплощадь. И что делать ребенку? Он бежит на улицу или в подвал, или к "чужому дяде" на квартиру.

На мой взгляд, закон "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не работает в полной мере в отношении неблагополучных семей. Применение штрафных санкций не приносит здесь должного результата: непутевые родители, как правило, нигде не работают, и взять с них нечего. Возможно, ситуация изменилась бы, если бы было предусмотрено такое наказание, как административный арест.

"Российская газета" – Федеральный выпуск №4850 от 17 февраля 2009 г.