- 30.09.2014
Антон Матюшенко: “Всем спасибо, все 16 млн подозреваемых свободны!”
Исходя из требований действующего законодательства, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ предварительное следствие приостанавливается в случае, если не установлено лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности. В свою очередь в УК РФ содержится требование о том, что течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда.
В результате этого складывается ситуация, когда лицо, ведущее производство, понимая, что не сможет установить лицо, совершившее преступление, приостанавливает уголовное дело. Однако в дальнейшем, когда фактически истекут сроки давности по данному уголовному делу, он (следователь, дознаватель) не сможет его прекратить, так как, исходя из требований уголовного закона по приостановленному делу сроки давности не текут. Таким образом, дело зависает в воздухе, по нему не ведется никакого производства и прекратить его также нельзя. Именно с этим фактом связана столь большая цифра числящихся за органами предварительного следствия уголовных дел – 16 млн. То есть исходя из этой цифры, можно предположить какое количество лиц, совершивших преступления, не понесли наказания. В этой связи было выдвинуто предложение закрывать уголовные дела без фигурантов по истечении срока давности. С соответствующей законодательной инициативой выступил член Совета Федерации РФ Алексей Александров на прошлой неделе1.
Если подходить к этому вопросу, учитывая описанную выше ситуацию, то такая норма безусловно, необходима и обоснована. Ведь она позволит снизить число “зависших” уголовных дел, от которых, как ни старайся, никуда не денешься.
Однако следует учитывать практику правоприменения этой нормы, когда следователи или дознаватели могут злоупотреблять данным основанием прекращения уголовного дела и не принимать всех усилий по поиску виновных лиц. То есть возможно сознательное затягивание расследования. Хотя здесь следует оговориться, что даже по делам небольшой тяжести следователю придется затягивать производство по делу как минимум два года (ст. 78 УК РФ). Но это уже проблема злоупотребления полномочиями, истоки которой скорее нужно искать в профессиональном уровне и компетенции сотрудников, нежели в нормах законодательства.
Антон Матюшенко,
Адвокат Московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры”