- 17.02.2010
Валерий Васильев: “Государство должно защитить потерпевшего!”
В России проходит "Неделя в поддержку жертв преступлений". Председатель Общественного Совета при ГУВД по Красноярскому краю Валерий Васильев считает, что государством не приняты все необходимые меры, направленные на защиту прав потерпевших, и очевиден значительный перевес законодательной защиты прав обвиняемого, в сравнении с потерпевшим. В обращении к членам Общественной палаты Валерий Васильев предлагает конкретные решения для изменения ситуации.
Конституции РФ в ст. 2 провозглашает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Одним из проявлений государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является обеспечение безопасности гражданина в остроконфликтной сфере уголовного судопроизводства.
Вместе с тем, представляется, что до настоящего времени государством не приняты все необходимые меры, направленные на защиту прав потерпевших, и очевиден значительный перевес законодательной защиты прав обвиняемого, в сравнении с потерпевшим.
Так, проблема защиты прав потерпевшего заключается в том, что все права возникают у него слишком поздно, только с того момента, когда дознаватель, следователь, прокурор или суд вынесут постановление о признании его потерпевшим. Срок, в течение которого пострадавшее от преступления лицо должно быть признано потерпевшим, законом не установлен. Между тем во многих случаях лицо признается потерпевшим на завершающей стадии уголовного судопроизводства.
Учитывая изложенное, представляется необходимым рассмотреть вопрос о дополнении статьи 146 УПК РФ положением о том, что пострадавшее от преступления лицо признается потерпевшим одновременно с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, которые способствуют предупреждению или раскрытию преступления.
Вместе с тем, указанное положение Закона не закреплено в УПК РФ, при том, что возможно ч. 3 ст. 11 УПК РФ дополнить положением о том, что указанные меры государственной защиты в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, которые способствуют предупреждению или раскрытию преступления, в необходимых случаях должны быть применены до возбуждения уголовного дела.
Вместе с тем, в уголовном процессе интересы обвиняемого защищаются адвокатом, а в ряде случаев участие адвоката является обязательным, в то время как потерпевшие имеют возможность отстоять свои права и законные интересы с помощью адвоката лишь в редких случаях. У потерпевшего нет права воспользоваться услугами бесплатного защитника. Такое право предусмотрено только для обвиняемого. Потерпевший может получать квалифицированную помощь за свой счет, в расчете на компенсацию данных расходов виновным в совершении преступления после постановки обвинительного приговора. Не предусмотрено законом обязательное участие адвоката и в случаях, если потерпевший в силу физических или психических недостатков, не владения языком, на котором ведется судопроизводство, не может в должной мере отстаивать свои интересы в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем, отсутствие ограничений государством прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве не может являться достаточным основанием для того, чтобы данный участник уголовного процесса нес материальные затраты, связанные с этим участием, поскольку вовлечен в него в связи с недостаточностью мер государства по предотвращению преступлений. При этом УПК РФ предоставляет возможность потерпевшему защищать свои права посредством самостоятельного сбора доказательств совершения в отношении него преступления, а так же поддерживать обвинение в суде по делам частного обвинения, что возможно без квалифицированной юридической помощи не для каждого гражданина. При этом, оплатить квалифицированную юридическую помощь, даже в расчете на дальнейшую ее компенсацию осужденным, может далеко не всякий потерпевшей от преступления, следовательно, законодателем должен быть рассмотрен вопрос об оказании бесплатной юридической помощи потерпевшему, а так же обязательное участие адвоката для потерпевшего в случаях, если он в силу физических или психических недостатков, не владения языком, на котором ведется судопроизводство, не может в должной мере отстаивать свои интересы в уголовном судопроизводстве.
Законодательство должно регулировать отношения не только между государством и обвиняемым, но и между обвиняемым и потерпевшим, а также между государством и потерпевшим. Часть 3 статьи 42 УПК РФ гласит, что потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 УПК РФ.
Однако, возмещение ущерба производится только при наличии приговора суда. Потерпевший не может рассчитывать на возмещение вреда, причиненного преступлением, в случае, если преступник не установлен или установлен, но скрывается от следствия и соответственно не может быть привлечен к уголовной ответственности. Таким образом, значительная часть потерпевших лишены возможности возмещения вреда, поскольку виновные в их совершении лица не установлены.
Кроме того, в ряде случаев возместить причиненный потерпевшему вред в полном объеме не представляется возможным в силу того, что ответчик не имеет для этого средств и имущества, за счет которого можно было бы произвести взыскание.
Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит нормы, закрепляющей обязанность государства возместить потерпевшему от преступлений причиненный ему вред, за исключением случаев, когда вред был причинен в результате незаконных действий (бездействия) самих государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Таким образом, поскольку государство не может принять достаточных мер по предотвращению преступлений, следует создать государственные механизмы для возмещения ущерба и оказания другой помощи потерпевшим и свидетелям на случай, если стороны, несущие ответственность за нанесенный ущерб, не имеют возможности или не желают выполнять свои обязательства, создать соответствующие фонды, из средств которых должен возмещаться вред, причиненный преступлениями.
Кроме того, не предусмотрено мер по оказанию психологической помощи потерпевшим от насильственных преступлений, как на стадии обращения их с заявлениями в правоохранительные органы, так и на стадии уголовного судопроизводства. При таких обстоятельствах большинство насильственных преступлений остается латентными, поскольку потерпевшие не находят в себе моральных сил пройти всю процедуру уголовного судопроизводства, направленную на изобличение виновного, и справиться самостоятельно с нанесенной им физической и психологической травмой. Особенно остро этот вопрос стоит при совершении преступлений в отношении несовершеннолетних, при так называемых бытовых преступлениях, преступлениях против свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и свободы.
В целях реабилитации жертв насильственных преступлений представляется целесообразным создание специализированных центров психологической помощи, в том числе для несовершеннолетних.
Обобщая изложенное, прошу рассмотреть вопрос защиты прав потерпевших, а так же инициировать разработку законодательство по этой проблеме направленное на:
– дополнение Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" положениями о компенсации вреда пострадавшим от преступлений;
– внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации положения осоздании фонда защиты жертв преступлений, а также порядке его функционирования и механизме осуществления компенсационных выплат;
– дополнение Гражданского кодекса Российской Федерации нормой, в соответствии с которой государство должно взять на себя обязательства по компенсации вреда потерпевшим от преступлений, а также иждивенцам тех потерпевших, которые умерли или стали недееспособными, с последующим возмещением выплаченных сумм с осужденного в регрессном порядке;
– дополнение статьи 146 УПК РФ положением о том, что пострадавшее от преступления лицо признается потерпевшим одновременно с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела;
– дополнение ч. 2 ст. 50 УПК РФ положением о том, что участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем и судом, не только по просьбе обвиняемого и подозреваемого, но и по просьбе потерпевшего;
– дополнение п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 51 УПК РФ наряду с подозреваемым и обвиняемым обязательное участие адвоката для потерпевших;
– изменения и поправки в следующие статьи УПК РФ:
а) п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК РФ после слов "свидетелю" дополнить словом "потерпевшему";
* б) ч. 1 ст. 108 УПК РФ дополнить п. 5 следующей редакции: 5) у 1 рожает потерпевшему, свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства;
– ратифицирование Европейской Конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений. Подготовить и принять меры к скорейшему принятию ратификационного и специального федеральных законов, определяющих механизмы применения Конвенции и методику расчета вреда.