Вадим Яковенко: “Впервые появились банды, которые грабят ради острых ощущений”



Новый вид преступности зафиксировали столичные следователи: вполне благополучные и далекие от уголовного мира люди создали банду и пошли грабить магазины.

После работы они брали оружие, садились в машину и отправлялись на ночной промысел. Выбирали небольшие торговые залы, где в эту позднюю пору покупателей было немного и никто не мог оказать сопротивление. И грабили.

Не только ради денег – забирали из кассы всего по нескольку тысяч рублей. Делали это налетчики не для пропитания, а в поисках острых ощущений, ради адреналина. Вот такой дикий способ развлечься закончился убийством.

Страшный маньяк, житель столицы, убил больше десятка москвичек. При этом психически больной убийца орудовал, не оставляя следов, и его поимка – большая удача Следственного комитета.

Об этих преступлениях впервые рассказал читателям "Российской газеты" руководитель столичного подразделения Следственного комитета России Вадим Яковенко.

Вадим Владимирович, мы привыкли представлять себе преступника, как безработного, озлобленного человека. Правильный портрет?

Вадим Яковенко: Не всегда. Сейчас мы расследуем уголовное дело в отношении участников преступной группы, которые в течение четырех лет совершили более 40 разбойных нападений на магазины и почтовые отделения в Москве и Московской области. Все обвиняемые, а их шесть человек, жители Подмосковья в возрасте от 33 до 60 лет, имели стабильный заработок и преступной деятельностью занимались в свободное от работы время.

Сейчас все они под стражей. Следователи выяснили, что преступники использовали одну и ту же схему. Вечером, когда в магазине было мало посетителей, вооруженные мужчины врывались в помещение и похищали выручку, причем, как правило, незначительные суммы. Многие коммерсанты, если сумма ущерба не превышала 10 тысяч рублей, даже не считали нужным обращаться в правоохранительные органы, чем подогревали азарт и чувство безнаказанности преступников. Еще древние римляне говорили, что величайшее поощрение преступления – безнаказанность.

Однако при очередном нападении бандиты совершили убийство. После этого все уголовные дела со схожим почерком преступления были изъяты из органов внутренних дел и переданы к нам. Совместно с сотрудниками столичного МУРа удалось задержать всех участников нападений.

Самая большая страшилка большого города – серийный маньяк. В столице часто нападают на женщин?

Вадим Яковенко: На мой взгляд, число сексуальных преступлений против женщин весьма высоко. В Москве в прошлом году их зарегистрировано свыше 400. Значительная часть насильников – выходцы из стран СНГ. Среди них больше всего приезжих из Таджикистана и Узбекистана. Но среди преступников есть и москвичи. Завершено, например, расследование уголовного дела 32-летнего серийного преступника Владимира Миргорода. Только за 2 года – с 2002 по 2004 год – он совершил на территории севера и северо-востока Москвы 16 убийств.

Никаких сообщений в прессе об этом серийном убийце не было. Почему он так долго ходил на свободе и как его вычислили?

Вадим Яковенко: Почерк совершения преступлений был всегда одинаковым. Жертвами становились молодые женщины, в основном в возрасте от 18 до 25 лет. Преступник действовал крайне осторожно. Следствию так и не удалось найти ни одного свидетеля.

Мы буквально по крупицам собирали доказательства его вины по убийствам женщин, совершенным несколько лет назад. Миргород выбирал безлюдные места, легко входил в контакт с жертвой – женщины легко поддавались его обаянию. И совершал убийство – душил предметами одежды. Убийство, как правило, было сопряжено с изнасилованием. Можно уверенно говорить, что его задержание спасло жизнь многим москвичкам.

Эксперты единодушны в своих выводах о том, что преступник, страдающий таким расстройством личности, неминуемо продолжил бы насиловать и убивать.

Традиционно считается, что в Москве очень жадные чиновники. Где берут чаще?

Вадим Яковенко: В прошлом году возбуждено почти 500 уголовных дел коррупционной направленности. Ущерб по ним оценивается следствием в суммы, превышающие 300 миллионов рублей. Свыше 60 миллионов удалось вернуть в бюджет уже на стадии следствия. Нарушение закона, к сожалению, стало обыденным явлением во всех сферах, где чиновники наделены правом распределять бюджетные деньги. Наибольшее количество преступлений выявлено в правоохранительной сфере, где традиционно сильны позиции оперативных служб собственной безопасности.

Ловите простых инспекторов на дороге? Или все-таки удается схватить за руку тех, кто действительно при должности и чинах, кто принимал решения о трате казенных денег и не забывал про собственный карман?

Вадим Яковенко: Мы ловим всех, кто преступает закон, вне зависимости от чинов и званий. Но есть "клиенты" серьезнее. Так, к уголовной ответственности привлечен начальник Главного центра обеспечения ресурсов МВД России полковник Андрей Смолин. Он подписал акты приемки автомобилей и бронетехники, зная, что она непригодна для выполнения правоохранительными органами задач на Северном Кавказе. Некоторые автомобили оказались неукомплектованы стеклами, дверями, не говоря о броне ненадлежащего качества.

Пример Смолина, чиновника высокого ранга, – не единственный?

Вадим Яковенко: Нет. Расследовано, к примеру, дело в отношении начальника Центрального управления материально-технического снабжения МВД России генерал-майора внутренней службы Владимира Чеишвили и начальника отдела этого управления полковника внутренней службы Сергея Зуева. В апреле 2010 года обвиняемые заключили государственный контракт на поставку 240 тонн продуктов для нужд МВД России по заведомо завышенной цене. Ведомству причинен многомиллионный ущерб.

В суд направлено уголовное дело начальника службы ФГУ "Медико-социальной экспертизы", который подписал подложные акты приемки выполненных работ по госконтракту на строительство реабилитационного центра в Москве. Хотя знал, что здание поликлиники к эксплуатации не готово. Ущерб, причиненный его действиями государству, оценен в 78 миллионов рублей.

Но эти дела уже в суде. А что расследуете сейчас?

Вадим Яковенко: Интересное дело о хищении бюджетных средств расследуется на юго-востоке Москвы. К уголовной ответственности привлечен заместитель начальника окружного управления образования департамента образования Москвы Попович. В ходе расследования выяснилось, что чиновник присваивал деньги, которые выделялись городом для проведения праздников для детей и педагогов школ и садов в округе. Фактически развлекательные мероприятия не проводились. Тем не менее на бумаге в графу "расходы" вписывались затраты, в том числе связанные с приглашением звезд российской эстрады.

Такое впечатление, что никогда раньше не говорили столько о нападениях на детей. Да и термин "педофил" перестал быть экзотикой.

Вадим Яковенко: В 2011 году потерпевшими по нашим уголовным делам признано 234 несовершеннолетних. 21 ребенок погиб. В основном это дети в возрасте от 10 до 18 лет. Причем 78 процентов преступлений совершено в отношении половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Кто чаще всего нападает на детей?

Вадим Яковенко: Все больше таких преступлений совершают близкие родственники. И в этом сложность.

Зачастую следствие сталкивается с откровенным противодействием со стороны не только обвиняемых и их представителей, но и даже средств массовой информации.

Действительно, когда речь идет о подобных делах, часто ссылаются на некие параллельные расследования.

Вадим Яковенко: Мне, как следователю, непонятна практика альтернативных "расследований", проводимых кем угодно, когда публично дается негативная оценка действиям либо потерпевших детей, либо следствие обвиняют в предвзятости еще до завершения всех следственных действий.

Давайте с конкретными примерами, уж больно острая тема.

Вадим Яковенко: По уголовному делу сотрудника минтранса Владимира Макарова, например, при помощи СМИ была попытка дискредитировать следствие. Причем она носила массовый характер. На протяжении всего расследования и пока шел суд, была развернута информационная кампания, в ходе которой следователя обвиняли в предвзятости. По делу было собрано достаточно доказательств, изобличающих Макарова. В итоге был постановлен обвинительный приговор суда.

Это единственный подобный пример?

Вадим Яковенко: К сожалению, нет. В ходе расследования дела в отношении преподавателя музыкальной школы при Московской консерватории им. П.И. Чайковского следствие было вынуждено применить меры государственной защиты к несовершеннолетним потерпевшим. И в результате обвиняемому было вменено 53 эпизода насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Сейчас дело в суде.

Сложилось устойчивое мнение, что к нам приезжают на отдых и развлечение педофилы со всего мира. Во многом и потому, что у себя на родине они боятся жесткого законодательства. Да и общество там настроено нетерпимо. По любому подозрению соседи тут же обратятся в полицию. По делам о педофилии проходят ведь не только россияне?

Вадим Яковенко: Главное следственное управление по таким делам активно взаимодействует и с зарубежными правоохранительными органами. Так мы выполняли поручение компетентных органов США о проведении следственных действий в отношении их гражданина, мультимиллионера Кеннета Шнайдера. Этот человек обвинялся в "совершении выезда за пределы США с целью занятия незаконными сексуальными действиями с несовершеннолетним", причем на территории России. Наш следователь сумела собрать необходимые доказательства. В результате Шнайдер был задержан на Кипре, выдан Америке и осужден на 15 лет.

В приговоре судья особо отметил роль московского следствия в раскрытии преступления и выразил благодарность следователю. Ряд следственных действий проводился в присутствии прокурора штата и сотрудников службы расследования США в соответствии с международными соглашениями.

Шнайдер ведь был не единственным, кто приезжал к нам из-за границы в поисках таких криминальных развлечений. Громкий резонанс получило дело еще одного приезжего педофила Куваева. Этот отличался особым цинизмом. Ему в Питере специально поставляли девочек из детских домов, где воспитывают психически больных детей. Следователям удалось доказать его вину?

Вадим Яковенко: Мы сотрудничали с правоохранительными структурами США и по этому громкому делу против известного специалиста в области компьютерных технологий Леонида Куваева. Следствие инкриминировало ему 60 эпизодов преступлений, в том числе изнасилования, развратные и насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Потерпевшими признаны 11 несовершеннолетних девочек, две трети из которых страдают различными психическими нарушениями, например, олигофренией. В основном это воспитанницы детских домов, школ-интернатов. Все эпизоды преступной деятельности были установлены следственно-оперативным путем, в том числе благодаря технической помощи, оказанной американскими специалистами.

Создается впечатление, что никогда раньше не было и такого количества нападений на инкассаторов. На машины с деньгами нападают среди белого дня. Кажется, что грабители не боятся ни поимки, ни наказания.

Вадим Яковенко: Нападения на инкассаторов – отдельная тема. Удалось добиться успехов в расследовании громких дел прошлых лет. 19 марта 2011 года ночью в Краснодаре благодаря слаженным действиям следователей Следственного комитета и сотрудников московского уголовного розыска был задержан Михаил Подгорных – последний и самый опасный участник нападения на инкассаторов ООО "Инкахран", совершенного в июне 2010 года на Третьем транспортном кольце в Москве. По версии следствия, именно Подгорных убил водителя инкассаторской службы, а также произвел два контрольных выстрела в голову еще двоим потерпевшим, своим коллегам.

Банда была большой?

Вадим Яковенко: Установлена причастность шести человек. В зависимости от роли каждого они обвиняются в совершении убийства, разбоя, незаконном обороте оружия и укрывательстве преступлений. Один из соучастников, сотрудник патрульно-постовой службы УВД по Восточному административному округу Москвы Александр Борисов, уже осужден. Как установило следствие, он нашел оружие для непосредственных исполнителей преступления.

Осенью были задержаны преступники, совершившие нападение на инкассаторов в декабре 2009 года на Тихорецком бульваре. Уже можно говорить о подробностях этого громкого дела?

Вадим Яковенко: Задержаны пятеро членов преступной группы. Это мужчины в возрасте от 29 до 38 лет, жители Ногинского района Московской области, в основном безработные. По версии следствия, основным источником их дохода было именно нападение на перевозчиков денег. Установлена причастность членов преступной группы к совершению других разбойных нападений. Всего, по версии следствия, в состав группы входило не менее 14 человек. Все они будут установлены и задержаны.

Удается ли нанести заметный урон организованным преступным группам? Ведь ни для кого не секрет, что криминальные сообщества продолжают делить территорию мегаполиса на зоны своего влияния.

Вадим Яковенко: Большой победой над организованным криминалом считаем приговор лидеру "ореховской" преступной группировки Сергею Буторину. Он, напомню, приговорен к пожизненному лишению свободы. Следствие инкриминировало Буторину руководство преступным сообществом и входившей в ее состав "ореховской" бандой, а также совершение 29 убийств и трех покушений на убийство. Эти преступления периода с 1994 по 1998 год. Самые резонансные из них – убийство Александра Солоника, Отари Квантришвили.

Буторин был задержан в Испании в феврале 2001 года вместе со своим ближайшим сподвижником и телохранителем Маратом Полянским. Еще привлечен к уголовной ответственности Дмитрий Белкин, один из лидеров "ореховской" банды, лидер входившей в ее состав "одинцовской" группировки, который был в международном розыске с 1998 года.

Сейчас испанскими властями решается вопрос о его выдаче. По версии следствия, он совершил больше 20 убийств и ряд других особо тяжких преступлений. Сейчас наши сотрудники собирают доказательства причастности Белкина и его сообщников к убийству следователя прокуратуры Юрия Терезя. Этот мужественный человек оказался единственным следователем, который не побоялся возбудить уголовное дело против этой опасной криминальной группировки. Банда совершала массу преступлений, в том числе и убийства, но ни одной из них реального расследования не проводилось. Следователю прокуратуры не раз угрожали, требуя, чтобы он прекратил заниматься бандой. Его пытались купить. Ни угрозы, ни подкуп не помогли. Тогда бандиты его убили.

История "ореховской" банды известна достаточно хорошо. Про нее даже сняты фильмы и написаны книги. У многих сложилось впечатление, что следствие давно завершено и дело сдано в архив.

Вадим Яковенко: Можно однозначно говорить, что расследование уголовного дела в отношении участников "ореховской" преступной группировки не завершено. Несколько установленных следствием лиц объявлены в международный розыск.

Раскройте служебную тайну, сколько в столице работает следователей?

Вадим Яковенко: Московское ГСУ – это 400 следователей на 20-миллионный город. Во многих важных событиях московское управление принимает непосредственное участие. Речь идет и о расследовании крушения польского самолета под Смоленском, взрывов в московском метро, аэропорту Домодедово и других. Что касается приоритетов, то они остались прежними: расследование преступлений против личности, противодействие коррупции и, конечно, защита прав и законных интересов детей. С 2012 года все уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, где обвиняемыми или потерпевшими признаны дети, расследуются следователями СК. Шаг для нас новый, но мы к нему готовы: выделены дополнительные следственные силы, есть профессиональный потенциал и желание работать .

СПРАВКА "РГ"

Вадим Владимирович Яковенко родился в Краснодарском крае, окончил Кубанский университет.

Кандидат юридических наук. Начинал карьеру в должности районного следователя прокуратуры Краснодара. Был первым заместителем прокурора Сочи. 5 лет работал в администрации президента РФ. Указом президента РФ ему присвоено специальное звание генерал-майора юстиции.

ДОСЬЕ

Бытует расхожее мнение, что в Москве есть спокойные районы, а есть криминальные. На взгляд профессионала, где лучше всего не гулять по ночам?

Как считают сотрудники Следственного комитета, наиболее сложная криминогенная обстановка остается в Восточном, Юго-Восточном и Южном административных округах. Хотя в целом в столице за прошедший год отмечается снижение количества тяжких и особо тяжких преступлений. Эта положительная тенденция отмечается на протяжении последних нескольких лет. Так, на 15,6 процента стало меньше убийств, на 11,7 процента сократилось количество преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, повлекшими по неосторожности смерть человека.

Тем не менее в Москве совершается большинство тяжких и особо тяжких преступлений. А также значительное число преступлений против государственной власти и интересов госслужбы. В прошлом году в производстве сотрудников столичного подразделения Следственного комитета было почти пять тысяч уголовных дел, половина из них уже направлена в суды.

Наблюдаются и опасные, по мнению руководства столичных следователей, тенденции. Не может не тревожить, например, рост преступлений с использованием огнестрельного оружия и совершенных устойчивыми преступными группами. В основном такие дела аккумулируются в первом управлении по расследованию особо важных дел центрального аппарата ГСУ. Следователями этого подразделения раскрыты многие громкие преступления прошлых лет.

Наталья Козлова, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5678 (5)