А ну-ка, покажи свой чемоданчик



А ну-ка, покажи свой чемоданчикРазработан законопроект о проведении досмотра полицейскими на всех видах транспорта. Речь идет о распространении правил, существующих на авиатранспорте.

То есть каждый пассажир – не только самолета, но и поезда, автобуса, метро, теплохода, может или должен быть досмотрен. Вместе с багажом. Резон в этом есть – спасение жизни от террористов. Но насколько законно требование показать свои вещи, не ущемляет ли это наши права?

Чтобы расставить все точки над "i", по поручению президента России была проведена масштабная экспертиза действующего законодательства. Исследовалось соответствие наших законов требованиям безопасности на транспорте. Вернее, новым террористическим угрозам. Оказалось, что подобного соответствия явно не хватает. Как правило, в некоторых нормативных актах есть декларации, не подтвержденные законодательными механизмами. Впрочем, и исполнительными – тоже.

Например, в Законе "О полиции" прямо сказано, что сотрудники имеют право осуществлять личный досмотр пассажиров – авиационных и прочих.

Но чтобы осуществить это право, необходимы другие законодательные документы, подробно разъясняющие механизм таких проверок. И опять же подтверждающие законность действий полицейских. Вернее, гарантию соблюдения прав самих пассажиров.

Как сообщил "Российской газете" заместитель начальника Главного управления на транспорте МВД России полковник полиции Александр Бревнов, до сих пор нормативно не урегулированы положения, которые регламентируют проведение сплошного досмотра пассажиров на всех видах транспорта. Отсутствует даже законодательное закрепление самой возможности такого досмотра.

Предложения по совершенствованию законодательства уже доложены президенту России. В том числе есть и предложения о внесении поправок в Закон "О транспортной безопасности", проработаны проекты необходимых подзаконных нормативных правовых актов.

Как утверждают аналитики МВД, важно не только обезопасить пассажиров на любом виде транспорта, но и не создать искусственный коллапс, когда столпотворение людей перед контрольным пунктом сделает бессмысленным всю эту работу. Во-первых, теракт можно совершить и в очереди на досмотр. И, во-вторых, идиотскими действиями администрации и полиции без всяких взрывов может быть полностью парализован любой вид транспорта. И кому тогда нужны будут все эти благие намерения?

Вот почему стратегическую концепцию и схему обеспечения безопасности транспортные полицейские разрабатывают не в одиночку, а в сотрудничестве с Минтрансом России, ФСБ, МЧС, "РЖД", всеми органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами транспорта, их службами безопасности. Правда, координировать работу поручено Главному управлению на транспорте МВД России.

В том, что нужна принципиально новая система безопасности на транспорте, наглядно подтверждается ситуацией в аэропортах. И дело здесь не только в трагедии в Домодедово. Казалось бы, уж о жестком контроле на авиатранспорте известно абсолютно всем. И тем не менее только за четыре месяца этого года сотрудники транспортной полиции и службы авиационной безопасности пресекли более 16 тысяч попыток незаконного провоза запрещенных предметов и веществ, выявили 353 преступления и более 15 тысяч административных правонарушений. И – внимание! – изъяли 32 единицы огнестрельного и 358 – холодного оружия. При этом было досмотрено свыше 221 тысячи авиарейсов и более 15 миллионов авиапассажиров. Если пытаются пронести в самолет пистолет или боевой нож, что же тогда везут в других видах транспорта, где нет досмотра?

Там все гораздо печальнее. За это же время транспортная полиция на всех других средствах передвижения зарегистрировала 22,6 тысячи преступлений. Среди них – 1,1 тысячи, связанных с оборотом оружия.

Самые "болевые точки" транспортной безопасности – это регионы Северного Кавказа. В этом году совершено четыре подрыва железнодорожного полотна на участках Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги. И это несмотря на то, что принимаются превентивные меры – перед прохождением в дневное время пассажирских поездов идет специальный поезд с балластом.

Разумеется, после домодедовской и других трагедий выводов сделано немало. Увеличили плотность полицейских нарядов на вокзальных комплексах. Созданы оперативно-сыскные подразделения, которые в круглосуточном режиме работают в пассажиропотоке для выявления по поведенческим признакам людей, склонных к совершению преступлений, в том числе и потенциальных террористов. По согласованию с дирекциями вокзалов закрыты излишние входные зоны. На всех крупных вокзалах устанавливаются стационарные металлодетекторы. Организованы зоны досмотра, где службы безопасности и сотрудники полиции с помощью современных средств контроля проводят выборочный досмотр граждан и их багажа. Если надо, помощь оказывают военнослужащие Внутренних войск и их кинологическая служба.

Чтобы оснастить транспортную полицию всем необходимым, на три года выделено бюджетных средств на общую сумму 1,8 миллиарда рублей. А на кинологическую службу транспортной полиции – 22,7 миллиона рублей.

Михаил Фалалеев, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5525 (149)