Адвокатов разрешили приглашать еще до появления обвинений



alttext



“Российская газета” публикует постановление пленума Верховного суда России, который проясняет, как обеспечить фигурантам уголовных дел право на защиту.

Принципиальный момент: для приглашения адвоката человеку не обязательно иметь какой-то процессуальный статус, то есть официально быть обвиняемым или подозреваемым. Достаточно уже того, что у правоохранителей есть какие-то вопросы к человеку.

По словам эксперта Федеральной палаты адвокатов России Бориса Золотухина, для практиков это очень важное положение. Оно означает, что ни прокурор, ни следователь не вправе закрыть дверь перед адвокатом на том основании, что формально никто ни в чем его подзащитного не обвиняет. Мол, просто хотели поговорить.

Мы прекрасно знаем, что в серьезные учреждения не приглашают просто так. Так что если есть возможность прийти вместе с адвокатом в прокуратуру для разговора по душам, то лучше так и сделать. Как говорится, от греха.

– В связи с этим мне вспоминается один из руководителей прокуратуры некоего субъекта Федерации (не буду уточнять регион), который считал, что до статуса подозреваемого у лица должен быть статус “заподозренный”, – говорит Борис Золотухин.

Кем бы ни был человек, как бы ни называли его в прокуратуре, у него есть право в любой момент привести с собой адвоката. Даже если дела еще никакого нет, все равно – защитник вправе встать рядом с человеком. Пленум в своем постановлении указал, что правом на защиту пользуются лица, в отношении которых еще ведутся доследственные проверки. То есть проблемы человека только-только намечаются. Это важный вопрос: ведь если человека прижали к стенке, прав он или нет, его нельзя оставлять один на один с прокурором.

Истина всегда там, где и следователь знает свое дело, и адвокат зубастый. Поэтому при подготовке данного постановления Верховный суд учел и мнения практиков, в том числе представителей адвокатуры. Эксперты особо отмечают, что во многих спорных вопросах пленум прислушался именно к позиции адвокатуры.

Владислав Куликов, Российская газета