Александр Кошкин: «Возбуждение уголовных дел по факту положительно скажется на правах потерпевших!»



alttext

Старший юрист, эксперт Фонда поддержки пострадавших от преступлений Александр Кошкин

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова предлагает возбуждать уголовное дело по факту, без проведения доследственной проверки, сообщают СМИ. По словам Москальковой, процедура такой проверки занимает около месяца. «У человека нет статуса ни потерпевшего, ни обвиняемого, подозреваемого, – отметила Татьяна Москалькова. –  За это время утрачивается доказательная база и человек не понимает – почему два следствия проводят?»

Ведущий юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений Александр Кошкин считает, что инициатива Уполномоченного по правам человека крайне актуальна.

Александр Кошкин, ведущий юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений

На сегодняшний день, все проверочные мероприятия после возбуждения уголовного дела будут произведены снова. Органы следствия проделывают двойную работу. Приведу пример: я четыре года переписывался с правоохранительными органами одного из субъектов РФ.

Я предоставил исчерпывающий перечень доказательств вины человека в отношении которого написал заявление о преступлении. Мне на протяжении четырех лет приходили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Я регулярно обжаловал их в прокуратуру. Прокуратура, то  отменяла постановление об отказе, то признавала, что постановление вынесено абсолютно законно. Тогда я обжаловал в вышестоящую прокуратуру, и уже она отменяла постановление об отказе. Спустя четыре года, видимо проверочный материал попал к добросовестному следователю, который и возбудил уголовное дело, преступник был арестован. В суде он дал признательные показания, суд вынес обвинительный приговор. За четыре года я не предоставил НИКАКИХ новых доказательств. Так почему мне четыре года отказывали, считали, что оснований для возбуждения уголовного дела нет? В итоге преступник сам признался, что совершил преступление. Ни следователи, ни сотрудники прокуратуры за то, что по факту незаконно отказывали мне в возбуждении уголовного дела, не понесут никакого наказания. Для меня правовая защита – моя работа, а сколько потерпевших, столкнувшись с многолетними тяжбами, сдаются и перестают бороться.

Инициатива Татьяны Москальковой, безусловно, положительно скажется на пострадавших от преступлений. На сегодняшний день доследственные проверки могут длиться годами, органы следствия выносят отказные. Эти отказные отменяет либо прокуратура, либо руководитель следственного органа. Зачастую отказные месяцами лежат либо в органах следствия, либо в прокуратуре. При этом, в большинстве случаев, если заявитель сам не обжалует постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, то это постановление так и будет лежать без движения пока не уйдет в архив. Если уголовное дело, будет возбуждаться сразу, то у органов следствия, появится значительно больше инструментов для установления истины.

Есть ещё один очень важный аспект проблемы – сроки доследственной проверки  от 3 до 30 суток. Как правило, решение принимается в период, от 3 до 10 суток. За такой короткий промежуток времени невозможно провести, даже малую часть проверочных мероприятий.

Правда, для того чтобы эта инициатива действительно работала, и работала без перекосов, необходимо, чтобы прекращение уголовного дела, стало обычной рядовой процедурой, а не чем-то из ряда вон выходящим, в том числе косвенно указывающим на коррумпированность следователя. Следователь не должен бояться прекращать уголовные дела. Эта статистика не должна считаться негативной.

Очень надеюсь, что законодательная инициатива Татьяны Москальковой в скором времени трансформируется во вступивший в силу Федеральный закон!

ФПП