- 05.12.2012
Бандиты пока хихикают
В краевом суде продолжатся слушания по делу "Цапков". С начала процесса этого громкого дела адвокаты шестерых обвиняемых прикладывают максимум усилий, чтобы затянуть судебные слушания и не дать присяжным оценить собранные следствием доказательства. Они забрасывают суд ходатайствами, постоянно заявляют отводы председательствующему, стремятся заставить его "завязнуть" в процессуальных вопросах…
Это их работа. Но от новых фактов содеянного "Цапками", которые то и дело всплывают на суде, иной раз просто разрывается сердце. На предыдущем заседании суда присяжные увидели видео показаний обвиняемого в убийстве 12 человек Сергея Карпенко. Он не дожил до суда, покончил с собой в СИЗО Владикавказа летом минувшего года. Накануне присяжные выслушали показания следователя Дмитрия Сахно, который допрашивал Карпенко и проводил проверку его показаний на местности. Выступавший на процессе в качестве свидетеля, он подтвердил, что обвиняемый добровольно пошел на сотрудничество со следствием, искренне раскаявшись в содеянном. И подробно и обстоятельно ответил на вопросы адвокатов.
Увиденное, впрочем, говорило само за себя. Несколько видеороликов общим хронометражем около трех часов присутствующие в зале смотрели при гробовом молчании.
Даже фигуранты громкого дела не остались равнодушными. Они поменялись местами в стеклянном "аквариуме": Сергей Цапок, обычно сидевший впереди, пересел к Игорю Черных на заднюю скамью и постоянно с ним о чем-то шептался. Но едва объявляли перерыв, он кидался к своему прежнему месту и приникал ухом к окошку, за которым его уже ждал адвокат Игорь Скрипка.
Запись начинается в ИВС ГУВД по Кущевскому району. Следователь сидит за столом, сбоку стоит Сергей Карпенко в наручниках, вокруг еще человек 10 – конвоиры, водители, видеооператоры, фотографы и понятые. Все по очереди представляются. Карпенко одет в кожаную куртку, внешне выглядит спокойным. На вопрос, применялось ли к нему насилие, отвечает, что применялось со стороны Цапка и Алексеева. "Я пытался от них вырваться, уйти из банды, к брату уезжал, – сказал Карпенко. – Но меня разыскали, избили и вернули. Под постоянным страхом жил. Угрожали убить мать, бабушку и брата, дороже которых у меня никого нет".
Заговорив о Цапке, обвиняемый переходит на брань. Видно, что он не может сдержаться. "Я полностью осознаю свою вину, готов понести наказание по всей строгости закона, но такие, как Цапок, жить не должны. Для них нужно вводить поправки в закон и применять смертную казнь. Это моя гражданская позиция".
Карпенко рассказал, как по приказу Цапка следил за домом Аметовых, а вечером четвертого ноября вместе с Быковым, Алексеевым, Цапком и Черных проник на подворье фермера.
По словам обвиняемого, он находился в тот момент в шоковом состоянии, так как волновался за свою жизнь: "Цапок предупредил, что сам там лягу, если попытаюсь сбежать. Не хотелось умирать в 24 года, не имея ни семьи, ни детей".
Видеозапись продолжают в доме Аметовых, куда конвоиры привели Карпенко по засыпанному снегом двору. На месте с массой жутких подробностей он рассказывает, как убивали и жгли детей и взрослых. На манекенах показывает, где находились пострадавшие и кто лишал их жизни. Приводит детали, которые не придумаешь: игрушку в руках ребенка, альбом с семейными фотографиями, которые рассматривали женщины, когда к ним ворвались бандиты. "Из всех я узнал только Лену, жену Джалиля, – рассказывал Карпенко. – С остальными раньше знаком не был. А когда Лену увидел с малышкой на руках, убежать пытался, но Цапок вернул. Заставил пырнуть ножом двух связанных, лежащих на полу пенсионеров из Ростова, и я сделал это в страхе за собственную жизнь. До сих пор весь этот ужас перед глазами стоит…"
По просьбе Карпенко запись несколько раз останавливали. От волнения у него срывался голос. Просил воды и сигарету. Не надо быть профессиональным психологом, чтобы понять: показания он давал не под принуждением, а из стремления помочь следствию после осознания тяжести злодеяния, соучастником которого он стал. "Как убивали детей, не видел, но слышал их плач в ванной комнате: Когда вышел "Амур" (Черных), он сказал, что у детей крепкие сердца оказались. Думаю, он их убивал".
… А Цапок вместе с Черных во время просмотра сидели рядом на задней скамейке, переговаривались и хихикали…
В перерыве обсуждаю увиденное с одним из адвокатов подсудимых, и даже он вынужден был признать, что Карпенко "рассказывал о событиях, свидетелем и участником которых был".
Неожиданная смерть "Риса-младшего" (бандитская клика Карпенко), как и другого члена ОПГ Виталия Иванова, также повесившегося в СИЗО летом прошлого года, по-прежнему вызывает массу вопросов. Оба активно сотрудничали со следствием, изобличали подельников и вдруг практически одновременно ушли из жизни. Многие считают, что это дело рук "всесильных Цапков". В мае уже нынешнего года при странных обстоятельствах погибает еще одна свидетельница по уголовному делу пенсионерка Новицкая из станицы Канеловской, которой Игорь Черных незадолго до убийства в доме Аметовых проткнул шампуром руку в назидание дочери Татьяны Гутровой, осмелившейся жаловаться на кущевских ментов. Но что еще интересно: вскоре после трагедии в доме Аметовых дочь из свидетеля превратилась в обвиняемую. Матери троих детей грозит тюрьма, а кущевских ментов, натравивших на нее Цапков, лишь пожурили. Но это тема уже отдельного разговора.
Татьяна Павловская, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5953 (280)