- 31.01.2008
Без погон и прокуроров
Верховный суд РФ намерен увеличить сроки привлечения к административной ответственности, дабы правонарушители не могли избегать наказания, ссылаясь на болезни, командировки и отпуска. Об этом заявил вчера глава судейского сообщества Вячеслав Лебедев на совещании судов общей юрисдикции, посвященном подведению итогов ушедшего года и определению перспектив на наступивший. Кроме того, Верховный суд (ВС) решил снять погоны с военных судей и начал с себя — вчера глава военной коллегии Анатолий Петроченков был вновь назначен Советом Федерации на должность заместителя председателя ВС и продолжит руководить военной коллегией, но уже не как генерал-лейтенант, а как гражданское лицо. Вчера прозвучала еще одна новость — суд по второму уголовному делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева совсем не обязательно проводить в Москве, закон допускает это делать и по месту отбывания обвиняемыми наказания.
Председатель ВС Вячеслав Лебедев, выступая вчера перед коллегами, отметил, что в истекшем году суды рассмотрели 5,5 млн дел по административным правонарушениям. По их итогам суды в качестве наказания назначили штрафов на общую сумму 3,85 млрд руб. И хотя, как отметил г-н Лебедев, эта сумма почти в три раза больше, чем в 2006 году, но реально взыскана была лишь треть от нее, тогда как в 2006-м — половина от начисленного. «Причины неисполнения судебных решений, наверное, нам надо обсудить вместе с Федеральной службой судебных приставов», — сказал глава ВС. Он также отметил, что в январе этого года суды вынесли уже 10 тыс. административных арестов, касающихся правонарушений (в основном водителей), за совершение которых с 1 января были значительно ужесточены наказания. «Но качество принятия постановлений нас не удовлетворяет, 37% из них впоследствии отменяется», — посетовал г-н Лебедев. Дабы повысить эффективность судопроизводства по этой категории дел, он предложил внести в законодательство несколько изменений. Во-первых, увеличить срок давности привлечения к административной ответственности. Сейчас он составляет два месяца, и, оказывается, за это время не всегда можно успеть наказать правонарушителя. «Такие факторы, как болезнь, командировка, назначение экспертизы, следует исключить из сроков привлечения к ответственности», — заявил глава ВС. На законодательном уровне, по его мнению, следует урегулировать и надзорное производство по таким делам, то есть пересмотр уже вступивших в силу решений.
Глава ВС в своем выступлении остановился и на арестах по уголовным делам, назначаемых судами в качестве меры пресечения. Он опроверг распространенное мнение, что суды, дескать, выносят больше решений об арестах, чем в свое время это делал прокурор, пока у него эти полномочия не отобрал новый УПК. «В 2001 году прокуроры арестовали 365 тыс. человек, а в 2007-м суды — 224 тыс. человек. Эта разница в 141 тыс. держалась на протяжении всех предыдущих лет, — привел данные статистики г-н Лебедев. — Кстати, в прошлом году сократилось и количество ходатайств прокуроров в суд об избрании ареста. Видимо, прокуроры тоже сделали для себя какие-то выводы». Единственное, в чем упрекнул своих коллег председатель ВС, — это в том, что решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу они не всегда должным образом мотивируют: «В прошлом году это было даже предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека». Г-н Лебедев считает, что суды «не в полной мере применяют другие меры пресечения». «Необходимо более широко использовать залог, который теперь назначается только судом, и его можно избирать как в стадии предварительного расследования, так и на стадии судебного разбирательства», — сказал он.
Согласно приведенной статистике, граждане стали чаще обращаться в суды с жалобами на действия следствия. Рост этих обращений, безусловно, связан с проведенной реформой следствия, изъятием этой функции у Генпрокуратуры, созданием при ней автономного Следственного комитета и наделением сотрудников всех его подразделений, а также следователей других силовых структур — МВД, ФСБ, наркоконтроля — более широкими процессуальными полномочиями. Отвечая на вопрос «Времени новостей», можно ли уже сейчас судить о том, насколько эффективна проведенная реформа (ведь именно судам перешла функция осуществления надзора за следствием), Вячеслав Лебедев ответил, что ВС в данный момент внимательно изучает эту проблему: «Я обратился к председателям региональных судов, чтобы они обратили внимание на качество следствия. В том числе каково стало положение в процессе гособвинителя и следователя, например. Вопросы я поставил, но ответов пока не получил».
Глава ВС вчера еще раз подчеркнул, что он является сторонником упразднения института прикомандирования военных судей и перевода их на гражданскую службу. Он опроверг высказанное в некоторых СМИ мнение, что председателю Московского окружного военного суда Александру Безнасюку не продлили срок полномочий только потому, что он всегда активно выступал за сохранение погон военным судьям: «Безнасюку не продлили срок только потому, что он достиг предельного возраста службы — 65 лет, никакой политики здесь нет». Предельного возраста воинской службы в октябре 2007 года достиг и председатель военной коллегии ВС Анатолий Петроченков, но его карьера на этом не закончилась. «Петроченков был уволен с военной службы и был представлен мной Совету Федерации на должность моего заместителя уже как гражданский человек», — заявил г-н Лебедев. Вчера же стало известно, что СФ решил вопрос положительно, и председатель военной коллегии ВС Анатолий Петроченков появился в конференц-зале «Президент-отеля», где проходило совещание, уже не в военной форме с лампасами, а в элегантном черном костюме. Коллеги поздравили его с назначением аплодисментами.
Вчера произошло еще одно любопытное событие. Басманный суд Москвы признал проведение в Чите следствия по второму уголовному делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева законным. И сделал он это после того, как его предыдущее, прямо противоположное решение о том, что расследовать дело надо в Москве (по месту предполагаемого совершения преступления), было отменено ВС. «Суд счел, что проведение следствия в Чите не затрудняет доступ Ходорковского и Лебедева к правосудию», — сказала адвокат экс-главы «Менатепа» Елена Липцер. В то же время глава Верховного суда, отвечая на вопрос «Времени новостей» о том, где должен проводиться судебный процесс по абстрактному уголовному делу — по месту совершения преступления или по месту проведения следствия, ответил: «Согласно УПК дело может быть рассмотрено или по месту совершения преступления, или по месту отбывания наказания». Исходя из этих его слов, можно сделать вывод, что суд над опальными олигархами по делу о легализации ими колоссальной суммы 450 млрд руб. и 7,5 млрд долл. может состояться как в Краснокаменске Читинской области, где сидит Ходорковский, так и в поселке Харп ЯНАО, где находится колония Лебедева.
Екатерина Буторина, "Время новостей"
http://www.vremya.ru/2008/13/4/196561.html