Больше не преступники



Конституционный суд РФ еще раз подтвердил, что бессрочный запрет на профессию не может применяться в случаях, если деяния виновных были впоследствии декриминализированы. Соответствующее постановление опубликовано на официальном сайте КС РФ.

Поводом к рассмотрению вопроса послужила жалоба бывших сотрудников органов внутренних дел Дмитрия Васина и Ирины Кравченко. Их дело было рассмотрено без проведения публичных слушаний, так как ранее решения по подобным обращениям уже выносились.

В случае Васина, который обвинялся в причинении вреда здоровью средней тяжести, дело было прекращено за примирением сторон. Ирина Кравченко обвинялась по 200 статье УК “Обман потребителей” и избежала уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Однако впоследствии обвинения, предъявленные этим гражданам, были исключены из УК РФ, что означает декриминализацию деяний. Тем не менее с вступлением в силу Закона “О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ” Васин и Кравченко были уволены, так как дела в их отношении прекращались по не реабилитирующим основаниям. Суды общей юрисдикции посчитали, что сам факт привлечения к уголовной ответственности уже делает их службу в полиции невозможной.

Рассмотрев обстоятельства дела, судьи КС еще раз указали на то, что “уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, согласно статье 54 (часть 2) Конституции РФ и конкретизирующей ее статье 10 УК РФ, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу”. Если же это положение не учитывается, то лица, совершившие аналогичные деяния до и после декриминализации деяния, оказываются в неравном положении. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства перед законом и судом. Таким образом, дела Васина и Кравченко должны быть пересмотрены.

– Мы посчитали, что справедливость должна восторжествовать и люди могут дальше продолжать профессиональную деятельность, так как их преступления были декриминализированы до вступления в силу оспариваемого закона, – сообщил судья Конституционного Суда РФ Владимир Ярославцев.

Мария Голубкова, Российская газета