Будьте добры, ваша честь



Президиум Верховного суда России детально пояснил людям в мантиях, как смягчать приговоры после гуманных поправок в Уголовный кодекс.

Теперь сотни тысяч осужденных получили надежду на снижение срока. А то и освобождение. Например, взяточники, которых посадили до появления в законе кратных штрафов, могут просить, чтобы оставшийся срок пересчитали на деньги. В смысле: заменили штрафом. И суд действительно может пересчитать.

Серия поправок в Уголовный кодекс, принятых в последние годы, задала людям в мантиях головоломку. Дело в том, что добрый закон имеет обратную силу. Это юридическая аксиома.

Однако мягкость вносилась в закон по хитрой схеме. К примеру, в статьях Уголовного кодекса убирали нижние пределы: было, допустим, от двух до пяти лет, стало от двух месяцев до пяти лет. Скажем, человеку при старых порядках дали четыре с половиной года, надо ли ему снижать срок? Или как быть, если в статье появились альтернативные наказания?

Поначалу правоприменители твердо говорили: нет, никаких перемен не положено.

Корреспондент "РГ" был свидетелем, как правоохранители консультировали арестантов, мол, вам от поправок лучше не стало. Так что не надейтесь. Увы, некоторые суды соглашались с этой позицией. Однако такой взгляд на гуманные поправки в Уголовный кодекс был в корне не верен. Против него резко выступили ученые-правоведы. Ликвидировал разрыв теории с практикой Верховный суд России. Не так давно он провел научно-практическую конференцию "Актуальные вопросы действия закона во времени в свете гуманизации уголовного законодательства: доктрина и практика". Итогом стал важный документ: ответы на вопросы по применению обратной силы закона, утвержденные президиумом Верховного суда России. Он дает людям в мантиях конкретные пояснения, как смягчать приговоры прошлых лет.

Например, вопрос: надо ли смягчать наказание при исключении нижнего предела наказаний? Ответ, если вкратце, – "да". "В случае исключения нижнего предела некоторых видов наказаний, которые назначались лицу, суд должен квалифицировать преступление по новому уголовному закону и на основе общих начал назначения наказания назначить наказание в меньшем размере". Как объясняли ученые-правоведы на конференции, это значит, что судья должен взвесить все доводы, и подумать, какое бы он вынес наказание в тот первый раз, если бы нижних планок тогда не существовало. Скорее всего, когда человек наказан по максимуму или близко к тому, скидка выйдет небольшой, скажем, минус месяц или что-то около того. Но в каждом случае, подчеркивают правоведы, надо разбираться индивидуально.

А как быть, если человеку по старым правилам дали минимальный срок? Надо ли теперь снижать до новой нижней планки – двух месяцев? Не обязательно. "В данном случае подлежит применению новый закон и назначается наказание в меньшем размере. При этом не требуется назначения минимального срока (размера)", поясняет Верховный суд. Иными словами, срок должны снизить, но два месяца могут и не дать. Опять же суду надо смотреть конкретные обстоятельства.

Другой момент: если в статье Уголовного кодекса появились альтернативные наказания, осужденный к лишению свободы вправе попросить, чтобы ему подобрали кару помягче. Например, с будущего года в стране должны начать применяться принудительные работы. "Положения закона о наказании в виде принудительных работ могут применяться и иметь обратную силу с 1 января 2013 года, если об этом не будет специального указания в законе", поясняет Верховный суд России. Но пересмотр может начаться не раньше, чем санкция вступит в силу.

В свою очередь многих осужденных взяточников интересовало: могут ли они заменить срок на штраф? Вопрос не только юридический, но и философский: что лучше, сума или тюрьма? Закон ввел разорительные штрафы для взяточников, зато человек может остаться на свободе. Правоведы решили: да, кратные штрафы улучшают положение. Воля хороша и без денег. Поэтому лишение свободы можно заменить на штраф по новым ставкам: от 25 тысяч до 500 миллионов рублей.

Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5823