Бюро несчастий



Чтобы ускорить поиск без вести пропавших людей, а главное – как можно больше возвращать их живыми в семьи, МВД России предлагает создать по всей стране Бюро регистрации несчастных случаев. И связать их общей базой данных.

Эта беда – исчезновение близкого человека – может случиться в любой семье. Ушел на работу, в школу, на деловую встречу, свидание или вечеринку кто-то из родных и не вернулся. Вообще. От него ни звонков, ни телеграмм, ни писем, ни sms. Предположения – самые страшные: похитили, убили, попал под машину, стало плохо и где-то умирает без помощи. Что делать? В панике начинаете звонить и мчаться во все "страшные" инстанции – милицию, "скорую", больницы, наконец, – морги. Недавно в Рязани был случай, когда жена и дочь безуспешно искали вышедшего буквально на пять минут в соседний гастроном за хлебом 60-летнего мужчину. Понятное дело – без документов. Несколько дней женщины не находили себе места и жили в ожидании самого страшного. И не могли выяснить, что родной человек лежал в больнице без памяти: его сбила машина. Только когда он пришел в себя, назвал свое имя, телефон и адрес. А если бы к нему не вернулось сознание?

Телефон последней надежды

Сегодня только в крупных центрах попавшие в беду люди могут рассчитывать на быструю помощь в такой безвыходной ситуации, когда не знаешь, куда стучаться. В Москве, Питере и в некоторых других регионах созданы специальные структуры – Бюро регистрации несчастных случаев. Всего таких адресов по стране пока 34.

По сути, бюро – это банк данных и справочная служба в одном лице, которая работает в режиме онлайн. Сюда стекается информация из медицинских учреждений – "Скорой помощи", больниц, поликлиник, травмпунктов, моргов. Сотрудник милиции эту информацию, так сказать, сортирует – отправляет в розыскные или экспертные подразделения, сообщает родственникам или сослуживцам. И одновременно отвечает на запросы людей, потерявших своих близких. Уже по телефону по приметам милиционер подтвердит: да, человек, совпадающий по описаниям, находится в таком-то месте.

Как конкретно должны работать эти бюро? Подобный опыт прошел обкатку в столичных структурах, чтобы затем, с учетом ошибок и "узких мест", распространить его по всей стране.

В Московском регионе в Бюро регистрации несчастных случаев работают 39 человек. Возглавляет его офицер столичного ГУВД – полковник милиции Борис Максимкин. Основная информация о людях, пострадавших из-за несчастных случаев и доставленных в больницы, поступает сюда каждые 3 часа со станции "Скорой помощи" Москвы по выделенному каналу оптико-волоконной связи. Эти сведения дополняются данными из оперативной сводки ГУВД. На неопознанных пациентов больниц и погибших без документов составляется так называемая опознавательная карта.

И сами сотрудники дежурной смены бюро каждый день обзванивают все медицинские учреждения города, чтобы выяснить судьбу попавших туда неизвестных больных или пострадавших. Раз в трое суток сверяется информация бюро и учетов судебно-медицинских моргов. Сюда же поступают сведения о людях, личность которых так и не удалось установить и пришлось похоронить безымянными. Бюро каждый день направляет в угрозыск сводку о неопознанных телах и неизвестных больных. К несчастью, пропажа людей перестала быть редкой случайностью. За год в московскую милицию поступает свыше трех тысяч заявлений о безвестном исчезновении людей. Большую часть – свыше 2300 пропавших – удалось найти. На остальных завели разыскные дела, которые пополнили картотеку из двух с половиной тысяч исчезнувших без следа в прошлые годы. Но статистика пропавших без вести растет – только за полгода в столице обнаружили 1336 неопознанных тел. Лишь половину из них удалось затем идентифицировать.

Беда в том, что таких бюро пока нет в большинстве регионов. А те, которые есть, не объединены в единую сеть. Но человек может попасть в беду не только в своем городе. И тогда его поиски становятся практически безнадежными. В МВД предлагают решить эту проблему комплексно – сформировать систему подобных бюро несчастий по всей стране и объединить их общей базой данных. Для этого милицейскому ведомству потребуется поддержка регионов, поскольку финансирование подобных структур отнесено к компетенции местных органов власти.

Геномный след

Аналитики МВД России предлагают изменить и правила так называемой биологической регистрации граждан. Нет, речь идет не о новых полицейских процедурах. Как известно, российское законодательство требует обязательного снятия отпечатков пальцев с уголовников. Кроме того, обязаны оставить свои "пальчики" сотрудники всех без исключения силовых структур, чтобы была возможность опознать человека. Это совершенно бесплатно.

Есть у нас и закон о геномной регистрации. Его применение позволяет сыщикам практически стопроцентно идентифицировать любого человека. В обязательные "клиенты" вошли опять же уголовники. По таким следам ловят свыше половины рецидивистов, чьи ДНК уже хранятся в базе данных. А вот несчастные люди, отнюдь не преступники, у кого пропали близкие родственники, за геномный анализ должны платить.

Но по карману ли старушке-пенсионерке, у которой пропал, например, единственный сын, платить за сдачу таких анализов?

Поэтому специалисты МВД предлагают все-таки расширить круг ситуаций, когда геномные исследования должны проводиться бесплатно для пострадавших. Кстати, с милиционерами согласны и аналитики Генпрокуратуры.

Пропавший город

В стране ежегодно в розыске находятся свыше 120 тысяч без вести пропавших – население крупного районного центра.

В базе данных информация о пропавшем человеке хранится 15 лет. Ежегодно объявляется в розыск еще свыше 70 тысяч человек.

Находят каждый год более 65 тысяч – свыше 90 процентов тех, кто пропал.

Сейчас неизвестна судьба 48 937 человек. Из них 5474 пропали в прошлом году.

Вспомнить все

Никаких ограничений и "нормативов" по приему заявлений о пропавших в милиции не существует. Если сотрудник милиции предложит повременить – мол, приходите спустя трое суток, это вопиющее должностное нарушение. Заявление об исчезновении обязаны сразу принять от любого человека – родственника, сослуживца, знакомого, случайного прохожего.

Сотрудник уголовного розыска ГУВД Москвы подполковник милиции Андрей Щуров подробно рассказал, как должны действовать близкие люди, если пропал без вести кто-то из их родственников или друзей.

Перед обращением в ОВД с заявлением надо подготовить следующие сведения, о которых обязательно спросят в милиции.

Приметы внешности – рост, телосложение, цвет глаз, волос, размеры обуви и головного убора. Одежда, в которую человек был одет в день исчезновения. Какие предметы, документы, вещи, ювелирные украшения и ценности, примерную сумму денег он имел при себе. Имеются ли у пропавшего в собственности недвижимость – квартира, дача и транспортные средства.

Заявление должно быть зарегистрировано в дежурной части любого ОВД. В 10-дневный срок может быть вынесено постановление о возбуждении уголовного дела либо постановление об отказе в таком возбуждении. Работа по розыску контролируется надзирающей прокуратурой и вышестоящими органами внутренних дел.

Справка "РГ"

Телефон Бюро регистрации несчастных случаев

в Москве: 688-22-52.

Михаил Фалалеев, "Российская газета" – Федеральный выпуск №4983 (159) от 27 августа 2009 г.