- 11.07.2012
Держите меня правильно
Задерживать и держать взаперти людей до выяснения так называемых обстоятельств полиция отныне должна по строго определенным инструкциям. Эти инструкции регламентированы приказом министерства внутренних дел России, который публикуется сегодня в "Российской газете".
Смысл документа – соблюсти права тех, кого задерживают, и уточнить обязанности сотрудников. По сути, речь идет о том, как избежать так называемых "эксцессов исполнения".
Приказ МВД "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" подробно инструктирует, кого, когда и как можно и нужно сажать в так называемые – в народе – "обезьянники".
Понятно, жизнь в России – такая штука, что от тюрьмы и сумы не застрахован никто. Так вот, этот полицейский документ задуман для того, чтобы хоть как-то минимизировать ущерб тем, кто оказался в полиции. И в данный момент совершенно не важно, прав он или действительно виноват. Это выяснят позже следователи и адвокаты. Главное, чтобы в момент задержания и оформления не были нарушены права задержанного.
А разбираться будут так. Задержанный человек сразу же попадает в дежурную часть местного отделения полиции. И выяснить, почему этого гражданина (а может, и не гражданина) задержали, кто он, где живет и прочие обстоятельства, – обязан оперативный дежурный. И разговор, согласно публикуемой инструкции, должен происходить в специальной комнате.
В документе подробно прописано, как должна быть оборудована эта комната. Так, электропроводка должна быть скрыта штукатуркой, окна – защищены с наружной стороны решеткой. И, самое главное, должна быть специальная "тревожная" кнопка, чтобы вызвать помощь. Ведь именно в этой комнате оперативный дежурный обязан опросить задержанного и выяснить все обстоятельства задержания.
Что любопытно, приказ уточняет, кого можно задерживать, а кого следует отпускать сразу же после выяснения личности. Так, полиция отпустит депутатов, судей, прокуроров, сенаторов, сотрудников ФСБ и ФСО при исполнении. Если, конечно, их не задержали на месте преступления, то есть – с поличным, по горячим следам. Разумеется, неприкасаемыми считаются нынешние и бывшие главы государства и их уполномоченные.
Публикуемый приказ детально поясняет, что можно задержанному взять в камеру, а что – нельзя. Понятно, что у человека однозначно отберут наркотики, алкоголь и оружие. И некоторые другие предметы, если их идентифицируют как улики или вещественные доказательства преступления.
Более того, полицейские обязаны сделать все, чтобы задержанный человек не сумел покнчить жизнь самоубийством. То есть у него отберут ремень, шнурки от ботинок, а в камере не должно быть труб и выступов, за которые можно зацепиться, чтобы, скажем, повеситься. Новый приказ ведомства подробно инструктирует сотрудников, как сделать все, чтобы задержанный остался жив и здоров.
Более того, оперативный дежурный, согласно инструкции, обязан немедленно вызвать дежурную бригаду "Скорой помощи", если доставленный в его отделение человек избит, ранен или просто плохо себя чувствует. Даже если он находится в алкогольном или наркотическом опьянении. Все равно – надо лечить или реанимировать. А уж потом разбираться, что он натворил.
Важно, что новый документ обязывает оперативного дежурного детально документировать каждое свое действие при доставлении задержанных в отделение полиции людей. Это – не излишняя бюрократия. Ведь при дальнейшем разбирательстве любая деталь может определить судьбу человека: виновен он или нет в преступлении.
Михаил Фалалеев, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5829