- 14.11.2012
Детей защитят от «Русского Брейвика»
«Если дядя с пистолетом вдруг ворвется в твою дверь, ты скорее ложись на пол и словам его не верь». Примерно такие стишки будут учить малыши в детских садиках. Детей станут учить тому, что делать, если тебя взял на мушку такой, как Андерс Брейвик или Дмитрий Виноградов. С другой стороны, массовых убийц приравняют к террористам и запретят публиковать их обращения в СМИ, а странички в соцсетях заблокируют. Как власти намерены предотвратить повторения кошмара?
Бойня, устроенная «русским Брейвиком», заставила полицейских, чиновников и медиков предложить пересмотреть российское законодательство и принять какие-то спешные меры. Ведь число владельцев оружия все время растет (это только в советские годы владеть «стволом» можно лишь в двух случаях: если ты охотники или профессионально занимаешься стрелковым спортом). Уже сейчас их в стране больше 5 миллионов ! И любой из «оруженосцев» может «сойти с катушек» – заболеть шизофренией, начать употреблять наркотики, спиться, наконец. Меж тем медосвидетельствование владелец оружия проходит раз в 5 лет, когда ему нужно продлевать действие лицензии. В МВД предлагают законодателям этот срок сократить.
Вначале была идея просто ежегодно запрашивать информацию из нарко- и психодиспансеров о каждом владельце «ствола». Однако потом посчитали, что это не будет столь эффективно – нужно регулярное медосвидетельствование, которое к тому же перестанет быть простой формальностью. Дело в том, что человек может и не страдать психическим расстройством как таковым, но находиться в крайней стадии отчаяния. В качестве примера в МВД приводят случай в подмосковном Пущино: там безнадежно больной раком пришел с ружьем в больницу и расстрелял главврача. И хоть онкология сама по себе не является противопоказанием к владению оружием, медики могли бы признать убийцу не годным с учетом его общего состояния.
Уже твердо решено улучшить взаимодействие органов здравоохранения и полиции. Что скрывать, сейчас его практически нет. Редко какой психиатр интересуется у своего подопечного – есть ли у него «ствол», и спешит оповестить об этом полицию. С одной стороны, это правильно. Диагностика психического заболевания сама по себе вещь тонкая, доктора отлично понимают, что это клеймо на всю жизнь, потому и не торопятся с диагнозом. К тому же есть понятие врачебной тайны. И если бы каждый врач сообщал обо всех пациентах, у которых депрессия, на работу или в полицию, это могло бы привести к произволу. Так что теперь МВД и Минздраву придется выработать единый документ, который пропишет в деталях – в каких случаях доктор обязан уведомить орган внутренних дел о том, что пациент, будучи владельцем оружия, может представлять опасность, и что надо пистолет у него изъять.
Еще одно новшество, которое ждет россиян, – в детских садах и школах станут рассказывать, как действовать, если в магазин, учебное заведение, любое общественное место ворвался вооруженный человек. Простые правила: лечь на пол, не двигаться, не паниковать, не кричать и т. д.
– Это отличная идея, – считает эксперт по оружию Светлана Тернова. – Подобный прием впервые использовали еще в годы СССР. Если помните, в 60-х в Москве орудовал серийный маньяк по кличке Мосгаз. И тогда во всех детских садах стали рассказывать детям, что нельзя открывать двери посторонним. Причем, учили в разных формах. Были и стишки. Помню даже одну строчку: «Из-за того подлеца дети домой не пускают отца». Подтекст такой, что лучше перестраховаться и не спешить открывать дверь даже, если кто-то говорит голосом, похожим на родительский. Тогда эта мера спасла много жизней.
Что касается новшества, это будет очень своевременная мера. В России всегда был и будет культ оружия. Вот в годы СССР только в Москве ежегодно профессионально занимались стрелковым спортом 175 тысяч человек. Сейчас подростки учатся стрелять не в рамках гражданской обороны и спорта, а в компьютерных играх. При этом они плохо улавливают разницу между оружием реальным и виртуальным. А это чревато многими бедами. С одной стороны, они не знают как повести себя в случае нападения на них, с другой- сами могут в какой-то момент взять в руки «ствол». И имейте в виду важную вещь: такие, как Брейвик, чаще сего идут стрелять именно в учебные заведения. Этому есть объяснение с точки зрения психологии – там они сами чувствуют себя в большей безопасности, а дети и подростки более беззащитны перед ними, чем взрослые (те ведь могут мгновенно среагировать).
Кроме того, в МВД считают, что нельзя предавать огласке в обществе детали подобных преступлений и тем более обращения, предсмертные письма убийц. Для этого таких, как Виноградов, предлагают приравнять к террористам. В этом случае все их высказывания приравниваются к экстремистским призывам.
– На страничке Винограда под его словами было больше 20 тысяч «лайков», – возмущаются в полицейском ведомстве.- Понятно, что 90 % это просто сочувствующие его идеям и они никогда не возьму в руки оружие. Но другие могут расценить все слова Винограда как призыв к действию. Такие обращения разъедают общественное сознание, их социальная опасность равна террористической идее. Спецслужбы должны получить возможность закрывать такие странички.
Ева Меркачева, Московский Комсомолец № 26092