Детское время



Детское времяМестные власти должны запретить нахождение несовершеннолетних на улицах в ночное время без родителей. А за преступления против детей, такие, как распространение наркотиков, изнасилование и растление, необходимо резко усилить уголовную ответственность. О необходимости принятия таких законопроектов шла речь на заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая прошла в МВД в режиме видеоконференции. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев, возглавляющий комиссию, сообщил, что в прошлом году пострадали от преступлений 126 тысяч детей, из них свыше 9 тысяч – на сексуальной почве. По словам министра, дети и подростки составляют почти половину от общего числа жертв насильственных преступлений. По мнению Нургалиева, речь должна идти не столько об ужесточении карательных мер, сколько о предупреждении любого насилия над ребенком. (Фото: Колыбалов Аркадий). 

О необходимости подобных новых законопроектов шла речь на заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая прошла в МВД в режиме видеоконференции.

Министр внутренних дел Рашид Нургалиев, возглавляющий комиссию, напомнил, что президент Дмитрий Медведев потребовал усилить контроль за неблагополучными семьями, в которых есть дети. Министр сообщил, что в прошлом году пострадали от преступлений 126 тысяч детей, из них свыше 9 тысяч – на сексуальной почве. Из 28 миллионов детей в России 6 миллионов живут в неблагополучных семьях, а 730 тысяч – потенциальные жертвы насилия, потому что находятся в социально опасных условиях. Вообще, по словам министра, дети и подростки составляют почти половину от общего числа жертв насильственных преступлений.

– Ежегодно выявляется свыше 100 тысяч родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих свои обязанности по отношению к своим детям, – рассказал Рашид Нургалиев.

Правда, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось более чем на 16 процентов. В стране около 400 неформальных молодежных объединений находятся на учете в органах внутренних дел. Из них около 150 – это группы риска, которые склонны к противоправным действиям, в том числе насилию.

По мнению Рашида Нургалиева, речь должна идти не столько об ужесточении карательных мер, сколько о недопущении, предупреждении любого насилия, издевательства над ребенком. То есть о системе профилактики.

Кто должен этим заниматься? Безусловно, органы опеки и комиссии по делам несовершеннолетних. Но вот парадокс: до сих пор действует положение о таких комиссиях, разработанное в 1967 году. Другого документа, поновее, нет.

На заседании обсуждали, какими полномочиями должны обладать комиссии по делам несовершеннолетних, каковы должны быть их статус и роль. Может, есть смысл сделать их ювенальными органами, дать некоторые права превентивного правосудия? Например, они могут решать какие-то споры с родителями, опекунами, принимать некоторые внесудебные решения. В общем, назрела необходимость внести "детские" поправки в административный кодекс, разработать законы о ювенальной юстиции.

Рашид Нургалиев считает, что необходим и закон о едином федеральном банке данных о неблагополучных детях и семьях. Ведь цифры статистики в разных ведомствах значительно разнятся. И министерства, планирующие совместные социальные программы помощи детям, не могут договориться, например о бюджете.

Михаил Фалалеев, "Российская газета" – Центральный выпуск №4872 от 23 марта 2009 г.