Девочка, тебе покрепче?»



Почти вполовину увеличилось число подростков, попадающих в милицию в нетрезвом состоянии. Об этом в конце минувшей недели заявил уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань. Специалисты связывают все возрастающее число пьющих школьников с вредоносным действием рекламы, а также с равнодушием продавцов, отпускающих бутылки несовершеннолетним покупателям. В этом «НИ» смогли наглядно убедиться, проведя собственный эксперимент.

В прошлом году в нетрезвом состоянии было задержано более 14 тыс. юных москвичей. Это на 41% больше, чем в 2006 году. «С 9-10 лет подросток начинает приобщаться к курению, алкоголю и психотропным веществам, – рассказал «НИ» директор учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» Геннадий Семикин. – А каждый десятый школьник хотя бы раз попробовал спиртное. Как правило, это происходит в компании ровесников. Нельзя сказать, что число выпивающих подростков увеличилось – цифра на протяжении нескольких лет остается стабильной. Просто милиция наконец-то стала обращать внимание на эту проблему».

В качестве главного фактора, повинного в подростковом пьянстве, эксперты чаще всего называют рекламу. «Нужно идти по пути значительного ограничения рекламы алкоголя и его употребления в общественных местах», – считает председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. «Помните слоган «Что мы делаем, когда собираемся вместе? Да пиво пьем»? – привела пример нарколог центра реабилитации «Квартал» Вероника Готлиб. – Он намертво отпечатался на подкорке подростков, соединив в сознании общение и алкоголь. Ни одна социальная реклама теперь их не переубедит».

Впрочем, желание выпить, по идее, должно разбиваться о невозможность купить алкоголь. Российские законы запрещают продавать спиртное подросткам. Увы, только на бумаге, утверждают эксперты. «Новые Известия» решили проверить эти слова. Мы попросили 15-летнюю сестру нашей сотрудницы пройтись по столичным винно-водочным магазинам и постараться купить бутылочку-другую.

Торговец в магазине на улице Народного ополчения на просьбу несовершеннолетней барышни «Три пива, пожалуйста» и бровью не повел: «А денег, девочка, хватит?». При виде протянутой купюры продавец улыбнулся: «Вам какое? Покрепче или как?». Стоящих в очереди людей такая картина ничуть не удивила. Они возмущались только тем, что девочка слишком долго копается у кассы. «Давай быстрее! Всем выпить хочется», – шипел молодой человек лет тридцати, стоящий под ручку с юной блондинкой.

Для чистоты эксперимента мы попросили 15-летнюю «шпионку» зайти в еще одну точку. У магазина на бульваре генерала Карбышева мальчишки с пивом в руках наслаждались солнечным деньком. «Заходи, не бойся, – подбадривали девочку сверстники. – Здесь всем наливают. Мы перед школьной дискотекой тут всегда «затариваемся». Девочки школьного возраста выходят из магазина с баночками алкогольного коктейля. «Несколько лет назад нужно было приносить «записку от родителей», мол, спиртное покупаю по их просьбе. Но эта проблема легко решалась. Мы сами писали себе записки на тетрадном листочке. Не продавали только тем, кто в тексте ошибки делал, – поведала «НИ» 17-летняя ученица находящейся по соседству школы Татьяна. – Теперь и про записку не вспоминают». Стоит ли говорить, что пиво нашей «шпионке» продали без проблем. Даже предложили зайти еще.

По словам Алексея Голованя, в прошлом году было составлено 902 протокола о продаже алкоголя несовершеннолетним москвичам. Однако довести дело до конца удалось только в нескольких случаях. В арбитражный суд города было направлено всего девять заявлений о лишении лицензий на продажу алкоголя, и только три магазина действительно лишились их.

Радикальный метод борьбы с подростковым пьянством предложили недавно депутаты Думы Курганской области. Они планируют поднять возрастную планку до 21 года, аргументируя это тем, что в 21 год человек считается психологически зрелым и сам может оценить, нужен ли ему алкоголь вообще. К тому же продавцы могут визуально перепутать 15-летнего школьника с 18-летним, но не отличить 20-летнего молодого человека от подростка уже невозможно. «Идея неплохая, другое дело, как она будет реализовываться, если и с несовершеннолетними не могут справиться, – пояснила «НИ» г-жа Готлиб. – К тому же новые ограничения могут привести к тому, что участятся эксперименты с лекарственными и растительными препаратами». Впрочем, инициатива курганских депутатов уже успела вызвать возмущение юристов, назвавших ее противоречащей Конституции РФ.

Анна Семенова, Екатерина Фомина, "Новые Известия" 

http://www.newizv.ru/news/2008-03-31/87445/