Дмитрий Медведев поговорил с общественниками



Вчера избранный президент Дмитрий Медведев активно приобщал новый состав Общественной палаты к работе над концепцией долгосрочного развития России до 2020 года. И хотя "общественники" готовились обсудить совсем другую тематику, живо согласились с предложенными им функциями. (Фото: Константин Завражин, "РГ")

Открывая встречу, избранный президент сразу дал понять, что является сейчас головной болью высшей власти страны. "Сегодня мы собрались, чтобы обсудить нашу долгосрочную концепцию развития страны до 2020 года", – задал основной вектор беседы Медведев.

– Считаю абсолютно принципиальным, чтобы при подготовке документа такого значения происходила не только экспертиза, а совместная работа над этим документом, – заявил он. – Формы участия могут быть самыми разнообразными, но очевидно, что должны быть использованы и региональные возможности, и отраслевые площадки.

На Общественную палату у Дмитрия Медведева особые надежды. По его словам, здесь представлен весь спектр профессионалов, чьи знания и опыт прямо связаны с базовыми ориентирами долгосрочного развития.

Более того, именно сейчас Медведев хочет создать новую культуру общественной дискуссии, в которой непосредственное участие будет принимать зрелое и структурированное гражданское общество. "Наша задача создать такую систему, когда гражданские структуры принимают участие в выработке государственной политики и в оценке ее качества, – заявил Медведев. – Это важно для эффективной реализации многих задач".

При этом избранный президент призвал максимально учитывать интересы разных социальных групп, даже самых малых. "Голос этих групп должен быть слышен в нашем обществе и должен существовать реальный механизм защиты их прав и законных интересов",- подчеркнул он.

Дмитрий Медведев снова обратил внимание на такую российскую проблему, как правовой нигилизм, являющийся пока неистребимой чертой российского общества. "Граждане должны иметь реальное право защищать свои гражданские права", – считает он. В связи с этим Медведев попросил "общественников" также заняться правовым просвещением.

Совет Общественной палаты, вняв первым наказам будущего президента, постарался развернуть идеи Медведева. Хотя, признаться честно, обсуждать саму концепцию развития страны "общественники" были не готовы. Тем более что у них были заготовлены вопросы, которые сегодня в большей мере будоражат российское общество и саму палату.

Секретарь Общественной палаты Евгений Велихов первым делом вручил Дмитрию Медведеву доклад о состоянии гражданского общества за 2007 год. "Он показывает, что гражданское общество в России исторически было и сейчас оно есть", – ответственно заключил Велихов. Около 60 процентов граждан так или иначе активно участвуют в жизни страны и пытаются влиять на деятельность властей. Другое дело, что процент влияния очень низок.

После этого секретарь ОП вручил Дмитрию Медведеву еще один доклад – на этот раз по инновационному развитию. Кратко раскрывая смысл документа, Велихов заметил, что сегодня в России сырьевая экономика противопоставляется экономике знаний. "Это неправильно, – уверен он. – Наш продукт – нефть, газ, сырье. Надо, чтобы наши знания отражались на нашем продукте. Надо вложить знания туда, где они принесут значительную отдачу". К тому же, как потом подчеркивали коллеги Евгения Велихова, международный рынок уже давно между собой поделен – "там даже бритву некуда сунуть". Поэтому важно развивать и те сектора экономики, где Россия уже преуспела. А попутно создавать внутренний высокотехнологичный рынок, чтобы наши предприятия получали доход от применения научных разработок, а не заграничные компании.

Совсем недовольны "общественники" и тем, как идет работа по экспертизе российского законодательства. Причем организацию своей работы на этом направлении они также признали не вполне эффективной. "Одним из источников правового нигилизма являются недостатки нашего законодательства, – уверял заместитель секретаря ОП Олег Кутафин, – потому что мы никогда не продумываем последствия принимаемого закона".

Одним из способов улучшения качества законотворчества, по мнению "общественников", может стать обязательное направление всех законов на суд Общественной палаты. А уж палата сама бы решила, что стоит подвергать экспертизе, а что нет. Более того, Кутафин уверен, что ОП надо дать возможности, схожие с возможностями Конституционного суда. То есть на любое обращение палаты ведомства и общественные организации должны давать заключения.

– У нас вся работа над законопроектами построена по-другому, – признался Дмитрий Медведев. – Никогда не было комплексного взгляда, каковы последствия законопроекта.

Министерства же при оценке документов ориентируются на одни и те же принципы. Минфину важно, чтобы закон не привел к дополнительным издержкам бюджета, а минюст все время отписывается, что к законопроекту нет замечаний правового характера.

"Я поддерживаю идею обязательной экспертизы, – согласился после непродолжительного раздумья избранный президент. – Правда, не доводить до ситуации, когда все экспертные организации будут молотить на Общественную палату, а палата будет проталкивать экспертизы, которые не нужны".

Немало времени было уделено набившей оскомину российской беде – коррупции. Ухватившись за обещания Дмитрия Медведева разработать национальный план по борьбе с коррупцией, "общественники" доверили главе Института общественного проектирования Валерию Фадееву донести до избранного президента свое видение проблемы.

"Коррупция сегодня заменяет часть общественных и политических институтов, по сути является составной частью общества", – заявил член ОП. Бороться с ней можно только одним способом – укреплять государственные и общественные институты.

– Раньше все ходили с мешками денег и покупали голосования, – вспомнил он о 90-х годах работы Государственной Думы.

– Теперь не все, – засмеялся Медведев и был поддержан остальными.

И крупный бизнес в то же время работал с применением коррупционных схем. Вспомнив, что за столом сидит крупный бизнесмен Владимир Потанин, Валерий Фадеев тут же осекся. "Я не вас имею в виду", – заметил он, обращаясь к коллеге. Чем снова вызвал бурю веселых эмоций.

С основным тезисом борьбы с коррупцией Дмитрий Медведев согласился. "Она ослабевает, когда общество становится сильным, когда вместе с сильным государством против этого явления выступает само общество", – подчеркнул избранный президент. Только путем укрепления гражданского общества можно искоренить это зло. По мнению Медведева, наличие сильного государства не может служить гарантией от коррупции. Он напомнил, что во многих европейских странах, где достаточно сильное государственное управление, наличествует и сильная коррупционная составляющая.

Медведев напомнил, что правовой антикоррупционный каркас составляют два кодекса – Уголовный и Уголовно-процессуальный. "Все остальное – от лукавого", – заметил он. Однако избранный президент предложил подумать и над другими направлениями. Например, создать систему стимулов антикоррупционного поведения, которые бы поощряли тех, кто не берет взятки.

– Я говорил, что создам национальный план борьбы с коррупцией – это обещание я сдержу, – заверил "общественников" Медведев.

В конце избранный президент поблагодарил совет Общественной палаты за обстоятельный разговор. "Вы правильно обозначили себя как коммуникатор между обществом и властью, – сказал Медведев. – И мне представляется, что Общественная палата эту функцию выполняет неплохо".

Владимир Кузьмин, "Российская газета" – Федеральный выпуск №4616 от 20 марта 2008 г.

http://www.rg.ru/2008/03/20/medvedev.html