- 08.07.2011
Добрая деревня с вилами
Вчера в Сагру, небольшую деревню под Екатеринбургом, прибыл один из руководителей силовых структур России – руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Название одного из многих дачных поселков под Екатеринбургом вся страна узнала после перестрелки в лесу, когда местным жителям пришлось с оружием в руках защищать жизнь своих родных.
По неофициальной версии, конфликт, как нарыв, назревал долго. Сначала на окраине поселка поселились представители известного клана наркоторговцев, потом поселок заполонили наркоманы, участились кражи. Пришельцев предупредили, они в ответ пообещали: "Не даете нам работать – деревню усмирят". Однако эта версия пока никем не поддерживается.
А пока напомню о самом ЧП. В сумерки в поселок влетела автоколонна – 15 легковушек и "Газель", набитые вооруженными людьми. На защиту поселка встали девять мужчин с дробовиками, вилами и другим сельхозинструментом. По словам очевидцев, канонада стояла, как на войне. Перестрелка длилась около 40 минут, в ней был ранен 28-летний парень.
Нападавшие довезли его до Екатеринбурга и бросили на больничном крыльце 14-й горбольницы, он умер в приемном покое.
-Я с детьми был в бане. Прибежала жена в слезах, передала трубку, – рассказывает Сергей Зубарев. – Я – бегом к въезду в поселок, чтобы встретить их как можно дальше от дома, потому что там дети маленькие, а те, которые ехали, знали мой адрес… Успел позвонить в милицию, прибежал первым. Мужиков, кроме меня, было трое. Остальные молодые – с вилами и топором. Эти приезжие стрелять начали сразу…
Местная жительница Галина Котельникова рассказывает:
– Девять пацанов отстояли деревню. Они приехали на нас жути нагнать, с топорами, ружьями… хотели спалить нам дома из-за того, что не позволяем здесь у нас наркоту разводить.
Приезжие отступили, потому что, как объясняет один из защитников деревни, "они думали, что нас много".
Все это время жители поселка пытались вызвать милицию, заветный номер набирали многие. Наряд приехал в Сагру только через два часа после окончания перестрелки.
Поначалу местные милиционеры доложили начальству об обычных "криминальных разборках", задержали местного жителя Сергея Зубарева, предъявив ему обвинение в убийстве.
Но "битва за Сагру" буквально взорвала Интернет, вызвала бурю общественного негодования. И это дело переквалифицировали в "особо важное": Следственный комитет России ради полного и объективного расследования забрал его из милицейских следственных органов, сейчас его расследованием занимается отдел по особо важным делам СУ СК по Свердловской области. Зубарева отпустили под подписку, переквалифицировав предъявленное ему обвинение на "Хулиганство".
И вот тогда сагринцы впервые увидели своего участкового. На три села, которые входят в поселковую администрацию, он всего один – и тот приезжий, из Башкирии, хотя по нормативам должно быть два.
Администрация даже имеет возможность предоставить второму участковому жилье, но, увы, нет кадров. Единственный представитель власти прибыл на "народное вече", где с сагринцами встречались муниципальные чиновники, руководство облпрокуратуры и областной омбундсмен.
На срочном совещании, которое на пятый день после ЧП собрал в своем рабочем кабинете свердловский губернатор Александр Мишарин, начальник регионального ГУВД Михаил Бородин был вынужден констатировать:
– У нас не было оперативных данных о готовящемся преступлении, не было информации от самих жителей. Вероятно, все это было стихийно.
Так в чем же причина небывалой "разборки", как ее называют в Следственном комитете? Президент екатеринбургского общественного фонда "Город без наркотиков", блогер-"десятиты-сячник" Евгений Ройзман обозначает ее кратко – безнаказанность:
– Вооруженная банда в 60 человек могла собраться и приехать за 50 километров "наказать" поселок, лишь будучи уверенной в полнейшей беззащитности жителей. Отпора они не ожидали, потому и сбежали. Возможно, имела место и какая-то договоренность с милицией…
На совещании у губернатора ни один руководитель силовых структур Свердловской области, начиная от ФСБ и заканчивая наркоконтролем, не увидел причин конфликта в наркоторговле. За последние годы ни один житель Сагры не замечен компетентными органами в употреблении либо распространении наркотиков. Об этом же коррекпонденту "РГ" заявил и глава поселковой администрации, куда входит Сагра, Сергей Хоренженко:
– Можно лишь строить предположения, но, по-моему, версия о нарокоторговле безосновательна. Кому их в Сагре продавать? В селе практически нет молодежи, всего десять ребят школьного возраста из 267 человек населения. Это маленькое село, там все на виду: если бы там хоть раз кто-то продал наркотики, это тут же стало бы известно бабушкам, а уж они-то тут же позвонили бы мне. Так что, думаю, ответ надо искать в другом: в личных отношениях или в бизнесе…
По одному из предположений местных жителей, конфликт мог возникнуть из-за выделения леса. Будто бы приезжим стали отходить делянки, без которых остались местные жители. Но лес и производство пиломатериала – это единственный доходный бизнес в этих местах, как и в подавляющем большинстве уральских сел. Смог приобрести делянку, загрузить работой пилораму – будешь жить безбедно, нет – придется прозябать.
О социальном неблагополучии в поселке, где развернулся острый конфликт, говорит и Уполномоченный по правам человека области Татьяна Мерзлякова.
– Сагра – очень спокойная, добрая деревня, только "заброшенная", – считает она. – Раньше здесь располагались ведомственные подразделения железной дороги, лесхоза, но с переходом на муниципальный уровень жизнь населения не улучшилась. Под видом оптимизации и модернизации структур мы часто забываем о людях.
Из общественных заведений в Сагре остались только магазин. Ни почты, ни школы здесь нет, разве что железнодорожная станция, где никак не могут сделать перрон. В поселок ведет разбитая грунтовка: власти Верхней Пышмы, к который относится Сагра, считают, что асфальтировать дорогу обязаны местные жители за свой счет. Поселок просто выпал из сферы внимания властей.
Вчера в Сагру приехал руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, который осмотрел место происшествия и опросил местных жителей. Как минимум трижды Бастрыкин повторил, что гарантирует максимально объективное расследование.
Он упомянул и о возможной переквалификации обвинения на "самооборону". По делу о "битве в Сагре" создана совместная с главным управлением МВД России по Свердловской области, управлением ФСКН и управлением ФСБ следственно-оперативная группа, утвержден поверсионный план расследования.
мнение
Михаил Бородин, начальник ГУ МВД по Свердловской области:
– В какой-то степени можно судить о том, что это внезапное, при стихийно возникших обстоятельствах происшествие. В некоторых средствах массовой информации все это преподносится как межнациональная рознь. Заверяю вас, что здесь близко нет никакой межнациональной розни. Во-первых, у нас уже имеется достоверные сведения о том, что среди лиц, которые прибывали в Сагру, находились как лица кавказской народности, так и славяне, примерно 50 на 50.
Ксения Дубичева, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5523 (147)