Дом для Эстер



89 детей, временным домом для которых стал социально-реабилитационный центр “Алтуфьево”, обязательно должны вернуться в семьи. Если не родные, то в приемные.

Задачу сократить в столице число сиротских учреждений врио мэра Москвы Сергей Собянин считает сегодня одной из самых приоритетных. В столице сегодня существует более 20 детских домов , в которых воспитывается 1200 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В остальных сиротских учреждениях – домах-интернатах, специализированных детских домах для ребят с различными физическими недугами находится еще 2700 человек. Всего же на начало года у нас было 14 тысяч сирот. 77% из них нашли своих новых родителей. Однако власти считают, что этого явно недостаточно. Например, в Ханты-Мансийском округе, Краснодарском крае, Татарстане, Туве и Чувашии 90 процентов сирот устраиваются в семьи.

“Мы сегодня очень активно занимаемся профилактикой сиротства, – подчеркивает Собянин. – Проводится целый комплекс мероприятий, связанных с реабилитацией проблемных семей, детей. Главное – максимально сохранить семью. Но если это по каким-то причинам не удается, например, родителей лишают прав или они уходят из жизни, тогда самое важное – найти ребенку новую семью. Чтобы он не оставался в сиротских учреждениях”.

Понятно, что за два дня семью не найти, поэтому в одночасье детские дома, школы-интернаты и различные реабилитационные центры для трудных детей и подростков в Москве не исчезнут. “Пока дети находятся там, они должны жить в максимально комфортных условиях”, – отмечает Собянин. В частности, в этом году из городского бюджета выделено 800 миллионов рублей на ремонт и оснащение современной мебелью и оборудованием всех детских домов.

В некоторых социальных учреждениях идет капитальный ремонт. Так, в реабилитационном центре “Алтуфьево” построен и в августе уже сдается новый четырехэтажный корпус, в котором воспитанники центра смогут обедать, играть в спортзале, плавать в бассейне, ходить в библиотеку, заниматься музыкой и хореографией.

Как рассказала “РГ” первый заместитель и.о. руководителя столичного департамента социальной защиты населения Татьяна Потяева, всего в городе работает 11 реабилитационных центров для трудных детей, в которых единовременно находятся 1100 ребят. Попадают они туда по-разному: одни сами уходят из семей, в которых пьют и дебоширят родители, другие приезжают в Москву из разных городов и даже стран в погоне за романтикой. А есть и совсем экзотические случаи. 13-летняя Эстер Мэринги из Конго оказалась в далекой Москве после очередной революции в родной африканской стране. “Мы подключили все возможные инстанции, в первую очередь посольство Конго, чтобы найти родителей девочки, – рассказывает Потяева. – Следы матери обнаружились. Но история пока далека от финала”. За три месяца, что Эстер находится в алтуфьевском реабилитационном центре, она уже освоила русский язык. Говорит на нем и даже поет запевалой в детском хоре. Но очень скучает по родине и маме. Поэтому сотрудники центра оберегают юную иностранку от любых расспросов про ее семью. Говорят, что не стоит травмировать ребенка лишний раз.

“В центре на полном обеспечении дети находятся не более года, – рассказал Собянину и.о. руководителя департамента социальной защиты населения Владимир Петросян. – Как правило, за это время удается найти их родные семьи. Если же они не находятся, тогда ребятишки становятся сиротами и устраиваются в детские дома”. “Следите, чтобы каждый ребенок по возможности попадал в семью”, – еще раз напомнил вчера Сергей Собянин.

Ольга Игнатова, “Российская газета” – Столичный выпуск №6149