Дресс-код в шортах



Аномальная жара стала причиной оригинального судебного разбирательства в Ленобласти. Отдел Федеральной службы судебных приставов по городу Всеволожску инициировал иск против местного жителя Тачаева, пытавшегося прорваться в храм Фемиды в шортах.

История злоключений Тачаева началась в один из жарких июльских дней, когда он решил ненадолго зайти во Всеволожский городской суд, чтобы узнать, когда пройдет заседание по его гражданскому делу. (Мужчина судится с почтой, которая уже давно не доставляет ему корреспонденцию.) Никакого парадного костюма Тачаев для такого случая не приготовил, за что и поплатился.

На входе его остановил судебный пристав Артем Шпильберг. Он объяснил, что проходить в суд в шортах нельзя, сославшись на устное распоряжение председателя суда. Тачаев пристава не послушал и все-таки попытался прорваться в здание через турникет, что и послужило причиной для разбирательства.

Протокол о происшедшем, составленный Шпильбергом, сначала не был принят к рассмотрению в мировом суде – за неимением доказательств. Однако в распоряжении приставов оказалась видеозапись конфликта, и это изменило расклад сил. Теперь Тачаеву грозит ответственность за неисполнение законных требований судебного пристава. Всеволожец не собирается признавать вину и хочет до последнего отстаивать свои права.

Пикантность ситуации придает то, что информация о том, как должен выглядеть гражданин, приходя на судебное заседание, довольно размыта. Согласно федеральному законодательству, председатель каждого суда сам устанавливает дресс-код для своего учреждения. В Правилах поведения в здании Всеволожского городского суда, впрочем, никаких запретов на шорты не значится. О том, почему на территории храма Фемиды действуют некие "устные распоряжения" председателя, корреспонденту "РГ" объяснить не смогли, сославшись на то, что она в отпуске.

– Как правило, судебные приставы пытаются войти в положение граждан и идут им навстречу, особенно во время такой жары, – прокомментировала Гульнара Гудулова, сотрудник управления Федеральной службы судебных приставов по Ленобласти. – Поэтому можно предположить, что в данном случае негативную роль сыграло агрессивное поведение Тачаева. Похожих на его дело прецедентов этим летом не возникало.

– Гражданин неправильно поступил в данной ситуации, – подтверждает слова Гудуловой Владислав Лапинский, председатель президиума одной из адвокатских коллегий Петербурга. – Он, по-видимому, начал спорить с приставом. В таких ситуациях действовать надо по-другому: спросить фамилию должностного лица, которое, с вашей точки зрения, нарушает ваши права, и написать на него жалобу в вышестоящий орган. Его руководство обязано будет ответить на бумагу в течение месяца и в зависимости от ситуации может наказать своего сотрудника. Также на судебного пристава можно было написать заявление в прокуратуру или даже подать в суд, но уж точно не устраивать препирательства около турникета.

Дело Тачаева – уже не первый случай, когда в Северной столице и ее окрестностях возникают проблемы из-за дресс-кода. Так, этим летом некоторые магазины Лен области отказались обслуживать покупателей в пляжных костюмах. В дверях самой крупной торговой точки поселка Сосново, к примеру, стоял охранник, который вежливо "заворачивал" всех посетителей в неглиже.

Региональные чиновники бывают очень придирчивы к форме одежды. Видимо, эта страсть со времен не столь давних, когда во всем копировали вождей народов. Но времена прошли, а страсть осталась. Только теперь они гнут палку под себя. Обставляют окружающих различными запретами.

Недавно в правительство Красноярского края отказались пускать на съемку оператора одной из местных телекомпаний, облаченного в короткие шорты. "Это одежда для пляжа, – заметили стражи порядка. – Может, вы в правительство еще на велосипеде приедете?" Попросили покинуть мероприятие и астраханскую журналистку, выбравшую для посещения пресс-конференции губернатора слишком открытое платье. Теперь, дабы избежать повтора инцидента, областная пресс-служба держит в шкафу пару запасных пиджаков для своих коллег.

А в омском правительстве ввели негласное правило – сюда запрещено приходить в джинсах. Чиновники считают, что подобный "прикид" – демонстрация неуважения к официальным лицам.

В число запрещенных попала также спортивная одежда. Неделю назад у "вертушки" на входе в региональное министерство сельского хозяйства охранники тормознули представителя одного из северных районов Омской области, прибывшего на совещание в штанах с пиктограммой Олимпийских игр. Селянин преодолел 300 километров пути, однако все уговоры сделать для него исключение оказались тщетны.

Причем иной раз трудно понять: инициатива на запреты принадлежит охране или руководителям. Например, охрана мэрии Хабаровска блюдет внешний вид посетителей, особенно придираясь к мужчинам: одетых в шорты и капри не пускают в здание. Но вот на девушек в более чем откровенных мини-юбках подобная строгость не распространяется. Правда, дам в костюмах "без спины" тоже могут остановить на входе. Бывали случаи, когда горожане вынуждены были бежать в универмаг неподалеку и срочно прикупать более подходящую одежку.

А пару лет назад было и того круче: в здание Хабаровского крайисполкома женщинам в брюках входить не разрешалось. Сотрудницы и посетительницы подкатывали штанины, чтобы их не было видно под пальто, и в таком виде миновали милицейский кордон.

Попытка бывшего управляющего делами правительства Свердловской области ввести жесткий дресс-код для посетителей и сотрудников зданий региональной власти привела даже к громкому скандалу. Все желающие попасть в чиновничьи кабинеты должны были не просто прилично выглядеть, но и отказаться от многих привычек. Женщинам запретили входить в коридоры власти в украшениях, туфлях на высоких каблуках и пользоваться яркой косметикой, а мужчинам предписали одеваться по специально выпущенной таблице, для того чтобы подбирать по цвету носки и галстук. В ответ депутаты областной Думы сорвали несколько заседаний: их, явившихся на работу в джинсах и цветных рубашках, в зал заседаний не пропустила охрана. А с пресс-конференции губернатора развернули операторов местных телеканалов, пришедших в футболках… В итоге противники дресс-кода пригрозили подать иск в суд за ущемление прав человека и управделами регионального правительства вынужден был подать в отставку.

В Самаре же введенный дресс-код для посетителей и сотрудников облправительства довел до суда. Инструкция, выпущенная департаментом финансово-хозяйственной деятельности правительства Самарской области, вызвала протест журналистов и общественников. Дошло дело до суда, инициатором которого выступила обл прокуратура. Нарушение закона было налицо, и это заставило Белый дом добровольно отменить введенный дресс-код.

Но чаще всего попытки всех "выстроить" тихо умирают сами по себе. Нечто подобное произошло в Сочи. Нынешний глава администрации Анатолий Пахомов первым в крае ввел для своих подчиненных дресс-код. По словам одного из разработчиков инструкции Эдуарда Мерлия, сотрудницам администрации в любое время года предписывалось носить колготки телесного цвета, туфли с закрытым носком, светлые блузки, брюки или юбку до середины колена или строгое платье такой же длины. Запротоколирован был даже мэйк-ап: макияж "растительных тонов", неброский лак для ногтей. Под запретом оказались все украшения, кроме обручального кольца и часов. Мужчин же обязали надевать однотонные рубашки с длинным рукавом, пиджаки, галстуки и носки в цвет обуви.

Сегодня в Сочи некоторые "перегибы" исправили.

Татьяна Дмитракова, Светлана Добрынина, Елена Кузнецова, Санкт-Петербург, Елена Лубинец, Светлана Сибина, Надежда Столярчук, Анна Шепелева, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5263 (184) от 19 августа 2010 г.