Друзья по обе стороны закона: репортаж о псевдоюристах Москвы

В столице ежегодно открываются тысячи небольших юридических фирм, причем их уход с рынка зачастую также стремителен, как и появление на нем. Это связано с тем, что далеко не все компании, выступающие от имени Фемиды, зарабатывают именно юруслугами. Бизнес-схемы тех, кто обещает правовую помощь и вместо этого нарушает закон, раскрываются в спецрепортаже М24.ru.

Времени на раздумья нет

Москвичка Марина на собственном опыте узнала, как решают проблемы клиентов псевдоюристы. Полтора года назад она взяла кредит в валюте, но из-за резкого скачка курса доллара, как и значительная часть ее сограждан, не смогла расплатиться. В банке, в свою очередь, стали начислять пени по неуплате. За советами, как вести себя в подобной ситуации, Марина, как это водится, отправилась в интернет. На одном из сайтов, где делились собственным опытом другие валютные заемщики, высветилось окошко онлайн-консультации. Поскольку интернет-пользовательница никак не могла разобраться в законодательных тонкостях, она решила уточнить некоторые вопросы в этом чате.

Однако никаких консультаций в режиме «онлайн» Марина не получила – робот, генерирующий вопросы, лишь попросил ее ввести номер телефона, на который сразу же перезвонили. Но и тут вместо ответов клиентке банка предложили подробно рассказать о своей проблеме, после чего предложили ей прийти на консультацию в офис. Причем попросили взять наличные и паспорт на случай, если она сразу захочет нанять адвоката и решить свой вопрос уже к концу недели.

В офисе конторы с Марины, не теряя времени, запросили 20 000 рублей, заверив, что смогут не только отстоять ее право не платить кредит, но еще и добьются от банка компенсацию морального вреда. Причем, по словам сотрудников «юрфирмы», ее ситуация с каждым днем лишь ухудшается и времени на раздумья нет. После заключения договора из компании перезвонили несколько раз, проинформировав, что собирают документы. Однако спустя неделю на звонки отвечать перестали, а собственник офиса сообщил Марине, что арендаторы съехали ночью, не расплатившись с долгами по аренде.

Подработка для студентов юрфака

Другой пример наглядно иллюстрирует, что жертвами лжеюристов могут быть не только их клиенты, но и сотрудники. Николай отработал в фирме, оказывающей так называемые бесплатные юруслуги, несколько летних месяцев в качестве студента-практиканта. После того, как завершился необходимый для отчетности в университете месяц, ему предложили остаться на условиях: 10 000 рублей ставки и 10% от каждого заключенного договора.

«Там не нужно быть юристом. Нужно уметь втюхивать, продавать. Я быстро разочаровался. Понял, что научиться особо ничему не могу по специальности, к юриспруденции это мало имеет отношения. Но хотелось немного заработать», – рассказывает Николай. На него возложили обязанности по «разогреву» клиентов: он должен был выяснять, можно ли получить от обратившегося деньги, и если да, то посильнее его напугать.

«Лучше всего, если женщина какая-нибудь за сорок, с кредитом или гражданским иском, например. Из спального района, не очень образованная», – делится опытом Николай. Неподходящих клиентов быстро отсеивают: ссылаются на занятость или просят ждать неопределенное время, пока якобы придет специалист якобы по их вопросу: зачастую человек уходит сам. По словам студента, в день ему удавалось зарабатывать до 3000 рублей, причем фирме он приносил в десять раз больше. По подсчетам Николая, компания могла собирать до 1 млн рублей в месяц.
Профессиональные мошенники с законами на «ты»

«Висели какие-то липовые дипломы, одна комнатка: три ноутбука и четыре стула, – вспоминает убранство офиса учащийся вуза. – Нас было двое, кто «подогревал». Человек, который отвечал на звонки и приглашал на консультацию, вообще в офисе не сидел, ему платили чисто символические деньги». Главные роли были отведены «юристу» и «директору филиала». Для солидности фирма сообщала, что является недавно открывшимся филиалом крупной юридической компании: поэтому для привлечения клиентов предлагает самые низкие цены.

По словам Николая, юридическое образование в фирме имел лишь один человек. По сложным же вопросам консультанты искали информацию в интернете или звонили некоему «Андрею Петровичу» – владельцу фирмы, который, будучи профессиональным мошенником, как это часто бывает, разбирался в законах.

Дружеская юрпомощь

«Запомните, ваш адвокат – это ваш друг на любой стороне закона», – такими словами встретил клиента Константин, сотрудник еще одной столичной конторы. «Вербовка», или на местном сленге – предоставление «юридических услуг», главная цель которых выдавить из человека аванс. Угловатый костюм, плотоядный взгляд, с трудом сдерживаемая разнузданность: в законах Константин явно понимает не многим больше среднестатистического москвича, поэтому говорить о деле (легенда о сложном разделе квартиры) старается отвлеченно.

«Вот вы зачем пришли: решать проблему или разговоры разговаривать? – заговорщически спрашивает Костя, когда ему намекают на пространность беседы. – Юрисдикция (видимо, речь идет о юриспруденции) – это не ваши заботы. Это мои заботы. Я могу вас проконсультировать, но, как человек дела, я хотел бы поскорее начать решать нашу проблему. А решение проблемы, в отличие от приятной беседы, стоит денег». Если удается сбежать из цепких рук такого вербовщика (под предлогом внести аванс с первой получки), начинаются регулярные назойливые звонки.

«Что ж вы не берете трубку? – кричит Константин. – Когда вы придете? Вы обещали в два часа! Вы понимаете, что у меня график?». А когда понимает, что клиент хочет сорваться с крючка, следует тирада претензий и обвинений: «Как же так? Мы же договорились с вами! Вы обещали принести деньги!». Затем могут поступать еще и звонки с угрозами, сменяющимися уговорами, но через пару дней и они, как правило, прекращаются.

ПРАВО.РУ

 

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.