- 03.12.2010
Если мантия осталась без чести
"Ваша честь, вы уволены", – примерно такую фразу услышали 36 судей, которые в чем-то запятнали свою честь. Еще 6 людей в мантиях попали под следствие, с ними еще только предстоит разобраться, виноваты в чем-то или нет.
Такие данные обнародовала Высшая квалификационная коллегия судей России, которая подвела итоги работы квалификационных коллегий по всей стране. Как выяснилось, всего было наказано 165 судей, но большинство из них просто получили предупреждения. Из уволенных же 14 человек были мировыми судьями и 13 – районными. То есть это самые близкие народу люди в мантиях, они рассматривают самые распространенные дела: бытовые преступления, административные штрафы, гражданские споры. Поэтому большинство граждан именно по ним судят о работе всей судебной системы.
Кстати, сейчас судейское сообщество активно обсуждает возможность введения новой шкалы наказаний, чтобы кара не только пугала, но и в чем-то перевоспитывала. Сегодня квалификационные коллегии могут либо предупредить судью, либо досрочно прекратить его полномочия. Первое, по сути, обычный выговор, кого он в нашей жизни пугает? Второе же – слишком жесткое наказание, и по идее должно применяться, когда иначе уже нельзя. Однако в жизни есть масса промежуточных ситуаций, и увольнять судью вроде бы чересчур, а выговора ему слишком мало. Как быть?
Идеи есть разные. Например, переводить судью в нижестоящий суд или снижать ему квалификационные классы, что отразится на окладе.
Обсуждается также новый кодекс судейской этики, который должен стать сводом правил для каждого человека в мантии. Причем это не просто документ с добрыми пожеланиями. За нарушение кодекса также положено наказывать.
Многие эксперты полагают, что надо более четко прописать нормы, за что судью надо привлечь к ответу. Скажем, прямо указать нарушения, влекущие увольнение. По мнению экспертов, это позволит исключить избирательное применение данной, весьма суровой меры наказания в отношении судей. Ведь, как полагают многие правозащитники, порой даже человек в мантии может пострадать безвинно. Допустим, не прислушался к важному звонку, решил судить по закону, а не как нравится влиятельным людям, и в итоге лишился мантии. Говорят, такое тоже бывает. Так что эффективная шкала наказаний, как ни парадоксально звучит, может только повысить независимость судей.
В свою очередь квалификационная коллегия проанализировала, на что же чаще всего жалуются люди, столкнувшиеся с правосудием. По статистике, за полгода в региональные комиссии поступило около 20 тысяч жалоб. Из них 165 были анонимки, согласно закону их место в корзине.
Большая часть жалоб сообщала о каких-то дисциплинарных проступках судей – вымышленных или реальных. Например, 8,5 тысячи человек жаловались на грубое или систематическое нарушение процессуальных и иных правовых норм. На волокиту указывали 2086 заявителей. Еще почти 800 человек написали, что судьи вели себя неэтично во время заседаний и даже грубили участникам процесса. А на недостойное поведение судьи в быту пожаловались 75 человек.
Практически все сигналы были так или иначе рассмотрены. Нередко комиссии решали, что повода для беспокойства нет: факты не подтвердились. Но бывало и по-другому. В итоге были предупреждены 128 судей и руководителей судов. Из них семь человек в мантиях представляли арбитражную систему.
– Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности были грубые или систематические нарушения законов и Кодекса судейской этики, волокита при рассмотрении дел, ущемление прав и законных интересов участников судебного процесса, причинение ущерба авторитету судебной власти и судьи, – сообщает в своем документе Высшая квалификационная коллегия судей.
При этом людей в мантиях тоже нередко приходилось защищать от несправедливых упреков. За полгода коллегии отказали в привлечении к дисциплинарной ответственности 27 судей. Еще в четырех случаях было запрещено заводить на судей уголовные дела – правоохранительные органы получили отказ. Значит, не было достаточно оснований обвинять человека в мантии.
Владислав Куликов, "Российская газета " – Федеральный выпуск №5353 (274) от 3 декабря 2010 г.