- 07.10.2014
Генпрокуратуру просят разобраться в ситуации с платными продленками
В Госдуме заявляют, что руководители образовательных учреждений требуют с родителей школьников за внеурочные занятия до 17 тыс. рублей в месяц.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов обратился в Генпрокуратуру с просьбой разобраться в ситуации, когда родителей заставляют платить за пребывание детей в учебных заведениях во второй половине дня. По словам депутата, школы устанавливают плату за услуги по присмотру за детьми незаконно, поэтому он на примере столичного ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка № 1354» просит генпрокурора заняться решением актуального вопроса.
По словам парламентария, школы, в которых существует практика, подобной той, что действует в школе № 1354, пытаются нажиться за счет родителей своих учеников.
— Это не только незаконное взимание денежных средств, но еще и вымогательство. Они (руководство школы. — «Известия») услуги по присмотру за детьми фактически представляют как дополнительные платные услуги. То есть таким образом стоимость продленки маскируется. Но это не отменяет незаконности действий, а усугубляет их, потому что в этой школе еще и передвинули время окончания занятий. То есть если родители полностью отказываются от продленки и соглашаются просто водить ребенка на кружки — кстати, тоже платные, — то им говорят, что они всё равно должны прийти в школу и на 40 минут увести ребенка домой, так как услуги продленки не оплачены. Для этого они специально сдвинули время окончания занятий и выгоняют детей из школы, — рассказал депутат.
Как сообщили родители учащихся этого образовательного учреждения, на родительском собрании 5 сентября директор школы Анна Постникова объяснила им, что, согласно обновленному закону «Об образовании», школа не обязана оказывать услуги по группе продленного дня, а также что в законе выделена услуга по уходу и присмотру за детьми и что школа может ввести плату за нее.
— Судя по тому, что мне рассказали обратившиеся в приемную родители, совершенно очевидны незаконные действия, так как брать деньги за продленку школы не имеют права ни в каком виде. По закону учредитель (в столице — департамент образования Москвы) должен издать соответствующий нормативный акт. А те деньги, которые сейчас родители сдают в школы, — это поборы, которые являются незаконными, — пояснил Бурматов.
По его словам, скандал, разгорающийся вокруг столичной школы — не единичный случай.
— Я могу сказать, что явление носит массовый характер. Сейчас порядка 25 родительских организаций обратились ко мне с аналогичными вопросами — все московские. По итогам сентября в нескольких школах выданы в том или ином виде документы, по которым должна произойти оплата. Все эти факты мы будем вынуждены передавать в прокуратуру, — отметил народный избранник. — Моя позиция в том, что мы здесь должна защитить права наших граждан, которые не должны подвергаться подобным поборам.
Связаться с руководителем департамента образования правительства Москвы «Известиям» не удалось.
Своего коллегу поддержала зампред комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова.
— У меня на руках есть документы нескольких московских школ, в которых родителям выдали положение о платных услугах и квитанции: такая форма продленки является незаконной, и это повод для обращения в прокуратуру, — рассказала она, отметив, что само понятие «продленка» весьма расплывчато и это должны исправить учредители образовательных учреждений, издав акты об организации групп продленного дня.
Согласно мониторингу, проведенному рабочей группой «Единой России», в Москве ценовые максимумы за оплату пребывания детей в школах во второй половине дня зафиксированы на уровне 12–17 тыс. рублей. В регионах стоимость доходит до 8 тыс. рублей. Около 30 регионов отказались от взимания платы по итогам консультации с рабочей группой.
О сложившейся ситуации в школе № 1354 рассказал представитель инициативной группы родителей, выступающих за бесплатную группу продленного дня, Рустам Батинов. По его словам, родители были загнаны в условия, при которых не платить школе невозможно.
— С 1 сентября нам сказали, что продленок, как раньше, не будет, но есть возможность оказания платных услуг (договора на их заключение, розданные родителям, имеются в распоряжении «Известий»), которые будут оказываться во время продленки (до 18.00). По трем зданиям школы были разные расценки. В одном продленка стоила 7,2 тыс. рублей плюс 180 рублей за час подготовки домашних заданий. В школе № 2003 есть два варианта: продленка — 7,2 тыс. рублей с дополнительным обучением (программа «Рост, развитие, социализация») и 4,2 тыс. рублей — за уход и содержание, то есть одни дети будут ходить в группу просто сидеть до 6 вечера, а с другими педагог будет работать. Ну и питание отдельно, — рассказал представитель инициативной группы.
По его словам, родители одного из учащихся обратились в Управление образования по ЮЗАО, где получили ответ: с 1 сентября в этом учебном заведении открыты пять бюджетных групп. Для разъяснения ситуации «Известия» обратились к директору школу.
По мнению Анны Постниковой, представители инициативной группы родителей либо лгут, либо чего-то недопоняли.
— Продленка у нас исключительно бесплатная, — пояснила директор. — Еще и вакантные места есть. Продленка — это бесплатная услуга по уходу и присмотру, ориентированная в первую очередь на детей из многодетных и необеспеченных семей, которую, кстати, школа оказывает из своих собственных средств.
Согласно ФЗ «Об образовании», только учредитель образовательного учреждения имеет право устанавливать плату за осуществление присмотра за детьми в группах продленного дня. Вместе с тем, по информации Министерства образования и науки, ни одного подобного документа пока что не было.
Игорь Казаков, Известия