ЦБ согласовал предложение МВД значительно ужесточить ответственность за продажу и изготовление устройств и программ для незаконного доступа к чужим банковским счетам. Теперь подготовленный ими законопроект предусматривает до шести лет лишения свободы. Эксперты одобряют инициативу ведомств, но считают их предложения недостаточными, чтобы победить пластиковые мошенничества.
Законопроект, вводящий ответственность за сбыт скимминговых устройств и компьютерных программ, позволяющих незаконно списывать деньги с банковских счетов, вчера опубликовало МВД на едином портале раскрытия информации для проведения общественной экспертизы. Ведомство предлагает дополнить 187-ю статью Уголовного кодекса (УК) нормой, по которой изготовление с целью сбыта или сбыт “электронных средств и носителей информации, иных технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления перевода денежных средств”, предусматривает наказание до шести лет лишения свободы со штрафом до 300 тыс. руб.
Как рассказал “Ъ” директор департамента регулирования расчетов ЦБ Роман Прохоров, этот проект был разработан МВД при активном участии Банка России. «Внесение в Уголовный кодекс дополнительной ответственности за использование и сбыт скимминговых устройств будет способствовать снижению уровня несанкционированных операций с использованием платежных карт», — уверен он
Скимминг — установка на банкоматы оборудования, которое позволяет считывать информацию с магнитной полосы банковской карты и пин-коды. В дальнейшем эта информация используется мошенниками для изготовления поддельных карт (так называемый белый пластик) и снятия с их помощью средств со счетов клиентов банков либо совершения покупок.
Сейчас 187-я статья УК предусматривает наказание только для сбытчиков поддельных банковских карт. Как сказано в пояснительной записке к проекту, на ужесточение законодательства МВД подталкивает взрывной рост преступлений, связанных с продажей поддельного пластика. Если за весь прошлый год, по данным полиции, было зарегистрировано 3,6 тыс. таких преступлений, то за первое полугодие этого — уже 3,01 тыс.
При этом статистика МВД учитывает только случаи сбыта поддельных пластиковых карт. “Сейчас Уголовным кодексом не предусмотрена отдельная ответственность за применение скимминговых устройств, и мошенников привлечь к ответственности можно только в том случае, если полиция полностью раскрутит всю цепочку — от установки скиммера на банкомат до получения мошенниками денег,— говорит глава дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Алексей Голенищев.— Сделать это удается далеко не всегда”.
Особую актуальность проекту предает то, что с начала следующего года вступают в силу требования статьи 9 закона «О национальной платежной системе», четко разграничивающие ответственность кредитных организаций и их клиентов по несанкционированным операциям с платежными картами, подчеркивает господин Прохоров. По данным ЦБ, число случаев скимминга прирастает в среднем на 23% за квартал. Как подсчитала международная компания FICO (собирает информацию о банковских мошенничествах), Россия находится на пятом месте по таким потерям в мире — в 2012 году они составили €91,4 млн, или 6% от общемировых потерь (см. “Ъ” от 23 мая). При этом число банковских карт в России на конец прошлого года составляло 239,5 млн штук, увеличившись за год на 19,6%.
Впрочем, по мнению банкиров, всех проблем текущая версия законопроекта не решит. “Законопроект предусматривает ответственность только за сбыт и изготовление с целью сбыта, а не за использование скиммеров,— указывает господин Голенищев.— Было бы правильно прописать в законе ответственность не только за сбыт, но и за их использование и хранение”. “Надеемся, что введение отдельного вида состава преступлений значительно облегчит полиции их расследование,— говорит президент Национального платежного совета Алексей Саватюгин.— Однако результат в первую очередь зависит от наличия специалистов по данным видам правонарушений, которых не хватает в полиции”.
Похожее