- 05.06.2008
Казарма за стеклом
Видеокамеры в скором времени могут стать такими же привычными атрибутами казармы, как "тревожная" сирена или тумбочка дневального.
Идею повсеместно оснас тить военные городки системой видеоконтроля горячо поддержали правозащитники и комитеты солдатских матерей. У них теперь появились сторонники и среди армейских командиров. Новацию поддержали в Военном следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ. По мнению армейских юристов, круглосуточное наблюдение за тем, что творится в казармах, умерит пыл любителей помахать кулаками и поможет объективно разобраться в случаях солдатского и офицерского мордобоя.
– На сегодняшний день каждое шестое преступление, расследуемое военными следственными органами, напрямую касается насильственных действий в отношении военнослужащих, – привел неутешительную статистику руководитель управления генерал-майор юстиции Александр Сорочкин.
Видеокамера в криминальных случаях станет незаменимым помощником офицеров. Но самое главное, что каких-то технических изысков здесь не требуется. В любом специализированном магазине вам на выбор предложат несколько систем, готовых в режиме реального времени выдавать на пульт дежурного по части картинку из спального помещения, умывальника или комнаты досуга. То есть из тех мест, где, как правило, и происходят разборки между солдатами. Конечно, вся эта электроника стоит средств. Но такие расходы явно по карману оборонному бюджету. Тем более что платить изувеченным на военной службе ребятам государству приходится гораздо больше.
Понятно, что у систем видеонаблюдения появятся непримиримые противники. Далеко не все военачальники заинтересованы в постоянной "прозрачности" солдатской жизни. Некоторые из них не привыкли выносить сор из избы, а под объективом камеры этого не избежать. Практика составления правдивых сводок прижилась не везде. Чтобы не быть голословными, приведем несколько цифр из справки Военного следственного комитета. Только с сентября прошлого года по апрель нынешнего и только в Северо-Кавказском военном округе армейские следователи выявили 84 факта сокрытия командованием "неуставщины".
Теоретически можно в приказном порядке переселить всех командиров в казармы. Но это не решение вопроса. Гораздо разумнее выглядит еще одна инициатива Александра Сорочкина. По его мнению, следует ужесточить ответственность, в том числе уголовную, суточного наряда за происходящие в казарме мордобой и издевательства над солдатами. Сейчас о правовой ответственности дежурных и дневальных вспоминают, как правило, только в экстремальных ситуациях. Например, если из оружейной комнаты похищают автомат и к этому причастен кто-то из суточного наряда. Избиение солдат в форс-мажорный список попадает исключительно редко. Судьба Андрея Сычева – отличное тому свидетельство. Ни дежурный по роте, ни дневальные, на глазах которых сержант издевался над рядовым, за свое безучастие так и не ответили.
– В соответствии с требованиями Устава внутренней службы дежурный по роте обязан принимать неотложные меры по наведению порядка в случае каких-либо происшествий в роте либо нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, – напомнил генерал Сорочкин. – На деле же лица, несущие дежурно-вахтенную службу, зачастую оказываются "глухонемыми" свидетелями, которые ничего не видели и ничего не знают.
Инициатива главного военного следователя выглядит достаточно жесткой. Оказаться на скамье подсудимых за чужой мордобой – перспектива в любом случае малоприятная. Но, быть может, хотя бы она заставит солдат и сержантов вспомнить, что не только командиры, но и они отвечают за жизнь и здоровье сослуживцев.
Юрий Гаврилов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №4677 от 5 июня 2008 г.