Каждый 3-й москвич хотел бы стать волонтером



Что нужно сделать, чтобы поднять авторитет некоммерческих объединений (НКО)

НА ДНЯХ Агентство социальной информации подвело итоги исследования, которое проводилось в 5 российских городах: Москве, Барнауле, Калининграде, Краснодаре и Нижнем Новгороде. Cоциологи хотели выяснить: как люди относятся к волонтерам и благотворительности в целом и что нужно сделать, чтобы поднять авторитет некоммерческих объединений (НКО)?
   Правда, в ходе исследования выяснилось, что сам термин оказался абсолютно неузнаваем. По словам Елены Тополевой, директора Агентства социальной информации, респонденты воспринимали аббревиатуру НКО как нечто экзотическое и чуждое. Так и отвечали: "не знаем", "не слышали".
   Однако когда им объясняли, что речь идет о помощи нуждающимся, люди тут же вспоминали, что когда-то они сами или их родственники, знакомые уже "засветились на доброте".
   Основные результаты масштабного исследования (а это более 80 страниц), таковы. Несмотря на малую осведомленность людей об НКО (лишь каждый 3-й москвич слышал о таких организациях и в принципе не прочь с ними сотрудничать), подавляющее большинство горожан – 76% – положительно оценили их деятельность.
   Любопытно, что когда людей просили выделить самые актуальные проблемы, в решении которых могли бы поучаствовать НКО, во всех городах, кроме столицы, на первое место народ ставил такие социальные болезни, как алкоголизм, наркомания, ВИЧ-инфекция и пр. Однако москвичи отнесли к числу острых социальных проблем другое: нарушение гражданских прав, насилие в семье, а также мигрантов, бомжей и бродячих собак.
   Ответственность за решение многих социальных вопросов респонденты решительно переложили на государство. Так, 10-25% жителей разных городов считают, что благотворительность развращает, но не решает проблем. 19-45% – убеждены, что благотворительность только для богатых. 80% – уверены, что это личное дело каждого и поэтому никакие особые организации не нужны. С этими стереотипами бороться бесполезно, убеждены социологи. Также почти не поддаются коррекции личные установки типа "чужие несчастья действуют на меня угнетающе".
   А вот над чем нужно и можно работать – так это устранять недостаток информации. Тем более что большинство НКО делают сейчас свою деятельность максимально прозрачной: регулярно размещают отчеты о ней в Интернете, подробно рассказывают, кому и как помогают.
   
   Хотели бы вы в будущем принимать участие в деятельности НКО?
   Да, хотел бы 27%
   Скорее, хотел бы 26%
   Скорее, не хотел бы 4%
   Нет, не хотел бы 31%
   Затрудняюсь ответить 11%
   
   
   Как именно вы могли бы участвовать в деятельности НКО?
   Нефинансовой материальной помощью 55%
   Финансовыми средствами 47%
   Затрудняюсь ответить 27%
   Личной помощью13%

Ольга ЩЕРБАКОВА, "Вечерняя Москва"