Компенсаций с мошенников за отнятое жилье будет добиваться государство, а не обманутые покупатели



alttext

мошенничество с недвижимостью

Добиваться с мошенников компенсаций за потерю жилья добросовестными покупателями будет министерство финансов. Минфин получил право предъявлять требования о взыскании средств с нечестных продавцов – вступило в силу постановление правительства.

В январе 2020 года вступили в силу поправки в законодательство, усиливающие защиту покупателей жилья. Добросовестный приобретатель, лишившийся купленной квартиры, может взыскать ущерб с виновника проблем. Но если в течение полугода, несмотря на решение суда в его пользу, деньги так и не взысканы, теперь он вправе потребовать компенсации от государства, пояснили в Росреестре.

Ему выплатят сумму либо в размере реального ущерба, либо в размере кадастровой стоимости квартиры.

Зачастую проблемы возникают из-за незаконной приватизации или использования материнского капитала и, как следствие, невыделенных долей детям, на которые те смогут претендовать. Кроме того, нередки сделки на основании поддельных документов.

Добросовестным, согласно Гражданскому кодексу, считается покупатель, полагавшийся при заключении сделки на данные Единого госреестра недвижимости (если в судебном порядке не будет доказано, что он должен был знать о недобросовестности продавца). Поэтому еще до сделки следует запрашивать выписку из ЕГРН, сообщают в Росреестре. Спрашивать разрешение хозяина жилья или сообщать ему о таком запросе не требуется.

Однако, основываясь только на данных ЕГРН, нельзя быть уверенным, что в сделке все законно, подчеркивают в агентстве недвижимости “Азбука жилья”. Нужно проверять, например, реален ли нынешний продавец, действителен ли его паспорт. Может оказаться, что предыдущий собственник состоял на учете в психоневрологическом диспансере. Потом найдутся наследники, будет проведена посмертная экспертиза и все последующие сделки будут отменены.

После выплаты компенсации из казны разбираться с мошенником будет уже Российская Федерация в лице минфина. Министерство будет вести реестр перешедших к РФ прав требования. В реестр должна включаться информация о реквизитах судебных актов, документах, подтверждающих выплату компенсаций, сведения о виновниках потери жилья, суммы, подлежащие взысканию. Должен быть зафиксирован результат – взыскана ли положенная сумма или же она признана безнадежной к взысканию.

Реестр необходим, чтобы после выплаты компенсации добросовестному покупателю государство не забыло взыскать средства с виновного лица.

“Само положение о компенсации не ново, но ранее сумма была ограничена одним миллионом рублей, а сейчас она не ограничена – размер компенсации подлежит установлению в рамках судебного процесса”, – поясняет Дмитрий Уваров, член Ассоциации юристов России.

При этом процесс получения компенсаций нельзя назвать быстрым, отмечает президент РОО “Право на защиту” Андрей Тютюнин. Судебный процесс по взысканию денег с недобросовестного продавца может занять от 4 до 10 месяцев, в зависимости от количества судебных инстанций. После вступления в силу решения суда экс-владелец жилья обращается в службу судебных приставов. Ожидать взыскания средств нужно не менее полугода. Если деньги не вернули, следующий шаг – подача иска к Российской Федерации о выплате компенсации из казны.

По мнению Тютюнина, такой судебный процесс не потребует экспертиз и может решаться судом за 4-8 месяцев. И только после этого может быть получена компенсация.

Рынок недвижимости становится все менее защищенным, показало исследование Финансового университета при Правительстве РФ. По словам директора Центра исследований и экспертиз Финансового университета при Правительстве РФ Венеры Шайдуллиной, статистика за последние пять лет и первое полугодие текущего года в отношении преступлений, связанных с операциями с недвижимостью, показывает, что 50 процентов преступлений совершается в крупном и особо крупном размере. Это большой урон для граждан, считает эксперт. Соотношение количества вынесенных приговоров по доказанным в суде случаям мошенничества к общему количеству зарегистрированных случаев составляет приблизительно один к пяти.

“Это говорит о том, что мошеннические схемы совершенствуются и выявить их представляется достаточно сложным”, – подчеркнула эксперт. Также она отметила, что жертвами мошенников становятся граждане, подписавшие договор купли-продажи недвижимости в простой письменной форме.

Более того, преступность становится более умелой – зачастую невозможно доказать преступный умысел, квалифицировать дело как мошенничество. В итоге пострадавшим гражданам приходится судиться в гражданском порядке и порой проигрывать. Но далеко не в каждом случае лишившиеся квадратных метров граждане могут рассчитывать на компенсации от правительства. Допустим, если люди не озаботились грамотно оформить наследство, появился ушлый родственник и забрал половину квартиры, разве это мошенничество с его стороны? Чистый семейный спор. Но его можно было бы избежать, соблюдая правила правовой гигиены: избавить себя от проблем люди могли бы, обратившись к нотариусу. Кстати, в этом случае у человека есть полная гарантия, что ему не придется проходить долгую и сложную процедуру возмещения убытков из казны: нанесенный вред полностью компенсирует нотариус.

Как рассказала Венера Шайдуллина, в рамках исследования была разработана стратегия по усовершенствованию действующего законодательства. “На первом этапе предлагается ввести нотариальное удостоверение определенных видов сделок, по которым зафиксировано наибольшее количество случаев мошенничества, – говорит она. – Если мы увидим снижение количества приговоров по таким видам сделок, то можно будет установить такую нотариальную форму для всех видов сделок. Второй этап – это принятие федерального закона о риелторской деятельности, который будет эту деятельность регулировать, определит требования к риелторам и ответственность за оказание услуг ненадлежащего качества”.

Владислав Куликов, Марина Трубилина, Российская газета