- 20.09.2011
Коррупция между строк
В первую очередь за парты должны сесть общественные эксперты, которые планируют участвовать в независимой экспертизе законопроектов.
Сегодня любой гражданин страны может приобщиться к работе над законами. Для этого достаточно выбрать на сайте любого ведомства интересующий проект, прочитать и прислать веское заключение.
Практика показывает, что когда чиновники пишут законы и различные инструкции сами, у них часто получается, как лучше им. Как следствие, возникает бюрократизм, а вслед за ним и коррупция. Многие правила написаны так, что по ним невозможно жить, не раздавая взяток. Поэтому практику работы над нормативными документами было решено изменить.
Теперь все проекты выносятся на общественное обсуждение. Под документами, как правило, стоят адреса электронной почты, куда можно отправлять заключения. Чиновники обязаны учитывать народное мнение, более того, они ждут этого мнения, так как обязаны отчитаться, что услышано и как учтено.
Однако возникла проблема: эксперты из народа оказались не так активны, как хотелось бы. По данным минюста, около тысячи аккредитованных ведомством зависимых экспертов за прошлый год выдали всего 16 заключений. Из них пять было частично учтено при доработке проектов.
Зато многие граждане и организации, получившие "корочку" в минюсте, стали использовать статус антикоррупционного эксперта в рекламных целях. То есть упоминать к месту и не к месту свою "общественную нагрузку", повышая собственную значимость. И цену.
По мнению ведомства, только 10 процентов независимых экспертов, попав в реестры минюста, продолжают читать законы и готовить заключения. Остальные занимаются своими делами.
Но даже активным независимым экспертам, продолжают чиновники, далеко не всегда удается провести антикоррупционную экспертизу на высоком профессиональном уровне. Поэтому предлагается организовать специальные курсы, на которых людей с активной гражданской позицией научат видеть коррупцию между строк.
При этом планируется уточнить и саму процедуру общественной экспертизы. Например, есть идея установить минимальный срок для приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. По оценке специалистов, этот срок должен быть не менее 10 – 15 дней.
Сегодня жестких временных рамок нет, и чиновники порой устанавливают жесткие сроки, например, 2 – 3 дня, чтобы народ ознакомился и возразил. Надо ли говорить, что времени бывает недостаточно.
А для экспертов, получивших официальную аккредитацию, предлагается проводить специальные курсы. Уже разработаны программы и методики для людей из народа. Учить людей будут и в Москве, и в регионах.
Например, как сообщает Ассоциация юристов России, Воронежский государственный университет выиграл открытый конкурс правительства Воронежской области на право заключить государственный контракт на оказание образовательных услуг по программе "Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов".
Разработал программы курсов руководитель аппарата Воронежского регионального отделения АЮР, кандидат юридических наук преподаватель Воронежского госуниверситета А. Ефремов. Первые курсы в рамках программы закончились несколько дней назад. Подобные программы есть и в других регионах и, естественно, на федеральном уровне.
Общественных экспертов планируют готовить на системной и постоянной основе. Это значит, что каждый конкретный человек сможет регулярно проходить обучение на курсах.
Петр Орлов, "Российская газета " – Федеральный выпуск №5585 (209)