- 07.02.2012
Кто наживается на больных детях?
Жительница Красноярска увидела в Интернете объявление о помощи своему сыну, которое… она не размещала. О том, как мошенники стали наживаться на чужой беде, и насколько сложно из-за этого стало собирать деньги для тех, кому реально нужна помощь, – в расследовании журналиста КП Татьяны Пантюшевой.
«Осторожно, мошенники!»
Как человеку, не равнодушному к чужой беде, мне не раз приходилось сталкиваться с различными благотворительными акциями, сообществами и самой активно в них участвовать. В основном цель таких акций, сообществ, групп в социальных сетях – сбор денег на лечение какой-то тяжёлой болезни, благополучный исход после которого гарантируют в большинстве своём только заграничные клиники. Соответственно, и счёта, которые они выставляют, для большинства людей неподъёмные.
Время от времени в благотворительных группах в социальных сетях появляются темы «Осторожно мошенники!». Я заметила прямую зависимость: как только мошенники начинают активизироваться, волонтёрам и настоящим благотворительным сообществам становится всё труднее собирать нужные для лечения суммы. Страшно, когда болезнь прогрессирует, счёт времени идёт на дни и часы. А на кону даже не ухудшение состояния, а маленькая, только начавшаяся человеческая жизнь.
Семён
Почти два года назад красноярское интернет-сообщество потрясла история маленького Семёна Никулина, в один миг перевернувшая жизнь и мальчика, и всей его семьи. Малыш подавился кусочком фольги от обычного глазированного сырка. Инородное тело воткнулось в правый бронх, Сёма перенёс клиническую смерть…
Никулиных ошарашили страшным диагнозом: врачи констатировали, что у Семёна обширный отёк мозга, он ни на что не реагирует и находится в вегетативном состоянии… Маме намекали: ребёнок будет жить, как растение. Недвусмысленно предложили не мучить себя, от сына отказаться.
Таня не поверила. Не смогла смириться с этим страшным приговором. Начала сама рассылать документы Сёмочки – медицинские справки, выписки заключения в различные клиники. Кто-то отказывался – уж очень сложный у Никулиных случай. Многие соглашались с красноярскими медиками – ребёнка не вытащить…
Но нашлись медицинские центры, готовые взяться за пациента Никулина. Этим очень сложным, уникальным случаем заинтересовались в новосибирских, питерских и зарубежных клиниках, врачи этих учреждений дали Тане надежду: ребёнок может восстановиться, но нужен долгий, трудный и, что самое главное, дорогостоящий курс реабилитации.
Счета, которые выставляли клиники, для матери-одиночки (когда случилась трагедия с Семёном, папа мальчика не выдержал свалившихся трудностей и ушёл из семьи), воспитывающей троих сыновей, естественно, оказался неподъёмным. Но Татьяна не сдалась.
С помощью волонтёров она стала рассылать материнский почти крик «Помогите спасти ребёнка!», «Сёмочка должен жить!» в сети. Как бы ни говорили о равнодушии современного общества, мир всё же оказался не без добрых людей. Из Красноярска, края, да что там, со всей страны стали отзываться желающие помочь.
По крупицам, по 10, 50, 100 рублей Таня продолжает собирать деньги на каждый курс лечения или реабилитации. И каждый раз собрать необходимую сумму всё труднее.
В самом начале этой истории, когда Таня только начинала борьбу за здоровье своего Семёна, она и не думала, что придётся бороться с мошенниками. Первый раз наткнувшись на объявление о помощи сыну там, где она его не размещала, с тех пор мама видит это постоянно. Волонтёры, помогающие Тане, постоянно обнаруживают в сети группы-клоны. Обманщики иногда полностью копируют информацию о Сёме, размещают её в созданных ими сообществах. Только реквизиты указывают свои. Иногда используют только фотографии Семёна. Например, один счет был зарегистрирован на Украине. На момент, когда её обнаружили волонтёры, под фото Семёна было собрано 124 тысячи гривен. По сегодняшнему курсу это почти полмиллиона рублей. На эти деньги Татьяна с Семёном могли бы оплатить годовой курс лечения в ЦНМТ в Новосибирске и съездить на курс реабилитации в Черногорию.
Результат один: Никулины ощутили колоссальный отток денег. Кто-то, кто хотел помочь Семёну, деньги перечислил, да ушли они не туда, а кто-то уже не верит, думая, что и настоящая информация о Сёме – ложь и «развод». Таня признаётся, после этих эпизодов перестали помогать многие люди из тех, кто перечислял деньги регулярно.
Толик
В декабре в одной из социальных сетей молодой человек рассылал сообщения руководителям и участникам благотворительных сообществ: могу перечислить деньги на лечение ребёнка. Лжеспонсор предлагал перевести на банковскую карту 27 тысяч рублей. Так он вышел на руководителей одной из красноярских благотворительных фондов Эдуарда и Оксану Журак, занимающихся сбором денег для лечения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Как раз одному из подопечных фонда, маленькому Толику Катцину, срочно нужно было оплатить счёт на обследование и реабилитацию в клинике Крайша в Баварии. Номер банковской карты родителей Толика руководители благотворительного фонда сообщили мужчине. Обманщик сказал, что у него возникли проблемы с переводом денег, и попросил номер карты самих руководителей. После чего с их счёта деньги стали медленно, но верно утекать. Пострадавшие срочно обратились в банк и успели спасти 9 тысяч рублей. Почти столько же ушло мошеннику. К счастью, чудом удалось сохранить более серьёзную сумму, почти 200 тысяч рублей, которая хранилась на карте самих Катциных. Альбина (мама Толика) вовремя спохватилась и заблокировала карту.
Артём
Случай, как под копирку схожий с предыдущей историей, рассказала на форуме красноярского сайта КрасМама Екатерина из Кемеровской области. В одной из социальных сетей мужчина предложил ей помощь – перечислить крупную сумму. Катя ищет деньги на реабилитацию сына Артёма, у мальчика тяжёлая форма ДЦП, и, конечно, рада любому рублю, который поступает на счёт. А уж когда речь идёт о крупной сумме, тем более. Когда «благодетель» узнал, что карта Екатерины «пустая», на ней нет ни копейки (Катя написала ему об этом в одном из сообщений), попросил женщину пойти и положить на карту 14 тысяч рублей. Якобы столько банк запрашивал в качестве комиссии. Катя догадалась позвонить в отделение банка, специалисты проверили карту и посоветовали её заблокировать. Видимо, попытка перевода денег со счёта уже была.
Поражает то, что обманщики совершенно никого и ничего не боятся. И после того, как деньги с карты Журков были украдены, и после того, как Екатерина из Кемеровской области мнимого благодетеля разоблачила, мошенники продолжали оставаться в сети, писали гадости и даже угрожали
– Что же ты наделал??? – написал обманщику Эдуард. – Неужели совесть тебя не мучает?
На что получил ответ:
– А я снял сейчас 200 тысяч (видимо, Жураки были не единственные, с кем он вёл переписку) и буду продолжать снимать! А пикнете ещё, приеду и всех прирежу!
Как только чудом избежавшая обмана Екатерина начала рассылать в благотворительных группах социальных сетей информацию о мошеннике, тот стал писать ей гадости. Когда Катя заблокировала ему доступ к своей странице в одной соцсети, он нашёл её профиль на других сайтах.
– Приеду – убью! Жди! – писал женщине ещё совсем недавно вежливый и интеллигентный мужчина, так рвавшийся помочь больному ребёнку деньгами.
Что делать?
Кстати, почему-то никто из потенциальных пострадавших и уже лишившихся таким образом денег людей не обращается в правоохранительные органы. Видимо, считают, что найти мошенника на просторах Интернета практически невозможно.
КОММЕНТАРИЙ ПОЛИЦИИ
«Даже если преступник удалил свой профиль, его всё же можно найти!»
Вячеслав Лапин, начальник отдела «К» (по преступлениям в сфере информационных технологий) ГУ МВД России по Красноярскому краю:
– Чем чаще преступники будут оставаться безнаказанными, тем все больше будет распространяться такой способ обмана, пострадают и другие люди. Даже если анкета недоступна пользователем из-за того, что владелец её удалил, техническая возможность по установлению его личности есть.
КОНКРЕТНО
Советы волонтеров:
Если вы хотите помочь:
– Не стесняйтесь спрашивать у волонтеров прямые контакты родителей ребёнка, телефон вам дадут. Соответственно, и родители ребёнка, как правило, открыты для общения, всегда ответят на ваши вопросы.
Тем, кто принимает помощь:
– Большие суммы на карточках лучше не хранить. Лучше раз в неделю снимать с них деньги «под ноль». И не важно, какая сумма там хранится: 100 рублей или 100 тысяч.
– Не давайте номера карт и другие данные незнакомым людям, как бы они ни просили. Тот, кто истинно хочет помочь, перечислит деньги и на банковский счёт, взломать который, по сравнению с картой, куда более сложно.
P.S Татьяна Никулина продолжает сбор денег на лечение Семёна. По признанию Тани, за последнее время пожертвований не было совсем. За два года такая ситуация сложилась впервые. Если вы хотите помочь Сёмочке, звоните в редакцию «Комсомолки».